В среде любителей жанра "фильмов о зомби" эта картина имеет репутацию чуть ли не худшего зомби-фильма всех времен и народов. И для такого мнения действительно есть все основания, ибо это кино является ярчайшим образчиком самого что ни на есть отборного и бесстыдного трэша, который только возможно себе представить.

"Завязка" картины такова: рядом с небольшой французской деревушкой расположено "проклятое озеро", где местные жители никому не порекомендовали бы купаться. Однако, как это обычно и бывает, такие рекомендации пускаются побоку, и начинается фильм с того, что молодая девушка (естественно, предварительно раздевшись и позагорав в голом виде на солнышке) купается в озере, и на нее нападает зомби, одетый в нацистскую форму и с зеленым лицом. Дальше - больше. Зомби-наци не удовлетворяются лишь случайными жертвами, забредающими к ним "на пикничок" (и даже целой команды симпатичных баскетболисток им показалось маловато :)), поэтому выходят из озера и шагают по городку как по своей собственной квартире, попутно убивая его жителей (практически все жертвы, разумеется, девушки). Жителям подобное, конечно, не нравится, и они организуют "силы сопротивления", пытаясь коллективно противостоять убитым когда-то фашистам. В конечном итоге, с помощью дочки одного из них, упырей изводят огнем, на чем эта гениальная картина благополучно и заканчивается.

Являясь испано-французской копродукцией, в среде любителей "еврокульта" до недавнего времени эта картина вызывала бурные споры о том, кто же на самом деле скрывался под режиссерским псевдонимом "J.A. Lazer". За версию о причастности великого трэш-мастера Джесса Франко (Jess Franco) говорил тот факт, что практически вся музыка в этом фильме была взята из таких работ Франко, как "The Awful Dr. Orlof" и "The Female Vampire". Однако очевидный псевдоним, J.A. Lazer, скорее намекал на то, что режиссурой занимались либо Мариус, либо Даниэль Лезер (Marius или Daniel Lesoeur), отец и сын, владельцы продюссерско/дистрибьютерской конторы Eurocine, которая не только частично финансировала этот фильм, но и владела копирайтом на него. Однако недавно выяснилось, что обе эти версии не верны, и что на самом деле режиссурой занимались поочередно, сначала испанец Хулиан Де Ласерна (Julian De Laserna), а потом и француз Жан Роллен, который не только завершил картину, но еще и сыграл в ней эпизодическую роль инспектора полиции. Причем многие отмечают очевидную причастность Роллена в "романтическом" ответвлении сюжета, в котором показаны отношения маленькой девочки и ее мертвого отца-зомби.

Помимо очевидной бредовости сюжета вообще, и показываемых событий в частности, сам фильм технически сделан просто из рук вон плохо. "Грим" зомби состоит лишь в том, что их лица и руки выкрашены зеленой краской, а зачастую гримеры "не парились" даже над этим, и красили лишь лица "зомби", в то время как шея и руки статистов оставались здорового розового цвета :) Подводные съемки в "озере" явно и очевидно производились в некоем бассейне, причем не очень большого размера, и на многих планах отчетливо виден натянутый сзади брезент, призванный закрыть белый кафель, а по бокам, куда брезент уже не доставал, отчетливо видны стены этого бассейна с трубами для слива воды :) При этом, чтобы усилить "эффект присутствия" в озере, в этот бассейн накидали пластиковых "лилий" и "водорослей" :) "Убийства" мирных жителей особенными спецэффектами тоже не блещут - наши бравые "зомби" просто прикладываются к шее жертв, выпуская изо рта нечто, очень похожее на томатный сок, что призвано, очевидно, изобразить "кровотечение". Ну, а во время "военных кадров" даже и не думайте увидеть, как солдаты умирают от пуль, что вы, такая роскошь, как небольшие взрывпакеты под одежду для имитации пулевых ранений, авторам сего шедевра явно была непозволительной, поэтому "солдаты" просто дергаются, изображая "изрешечение пулями", и падают на землю, чуть ли не с улыбкой до ушей. Больше всего эта "войнушка" похожа на пионерскую игру "Зарница", только наши пионеры зачастую "умирали на поле боя" намного естественнее, нежели статисты-приколисты в этом фильме :)

"Актерскую игру" (дубляж, кстати, ей подстать), я думаю, обсуждать вообще не стоит, ибо в этой картине ее просто нет. Более того, все "играют" настолько топорно, что иногда кажется, будто детские утренники в начальных классах школы с участием "юных артистов" в разы профессиональнее любого перформанса этого фильма, включая игру "актера с именем" - Говарда Вернона, человека с фильмографией в полторы сотни фильмов и благополучно снимающегося, кстати, до сих пор... Причем во многих моментах участники представления и не скрывают своего смеха от происходящего, и моментов с откровенно улыбающимися и дурачащимися "актерами" (пусть и на задних или боковых планах) хоть отбавляй - эдакий капустник для провинциальных жителей Франции, которые, судя по всему, и составляют "костяк актерского состава".

Вполне очевидно, что "сильной историей" или "крутыми спецэффектами" этот фильм в кинозалы никого не привлечет, хотя бы по той простой причине, что ничего подобного в этом кино нет. Поэтому продюсеры применили вполне универсальное для того времени решение - показать побольше голых сисек и попок, ну и того, что находится между женских ножек, разумеется :) Для оправдания этого, скорее всего, и было придумано озеро, ибо в самом начале фильма минут 7 (!) нам показывают во всех деталях не только раздевание и загорание (в этом моменте камера особенно пристально наблюдает за симпатичным небритым лобком "героини";)) длинноногой девчонки, но также и ее продолжительное купание голышом, причем особенно часто в этой сцене используются подводные ракурсы, где очень четко видно, что же на самом деле у девочек находится между ножек... Апофеозом же "озерно-нудистской" темы в этом фильме, безусловно, стал, опять же, весьма продолжительный, эпизод с купанием "женской баскетбольной команды" (почему-то состоявшей человек из шести, причем во время короткой "тренировки на природе" явно видно, что ни одна из них баскетбольный мяч отродясь в руках не держала :)) без каких-либо признаков одежды :) Я уж и не говорю про такие мелочи, как купание в кадке на природе или продолжительные занятия любовью на сеновале - подобные сцены в таких фильмах - это просто "обязаловка" :) Но самое интересное заключается в том, что для дистрибуции в разных странах с менее "расслабленными", чем во Франции, нравами, были отсняты альтернативные "одетые" сцены, и очень прикольно смотреть, как оригинальные эпизоды (начальное купание первой жертвы, плескание "баскетболисток") с "обнаженкой" выглядят в более "целомудренной" версии (ах, эта пляжная мода конца семидесятых... ;)).

Очевидно, что особенных операторских и осветительных изысков в этом фильме также искать не стоит. Снято все очень неровно, зачастую ручной камерой, и во многих моментах ловишь себя на мысли, что даже ученик первого курса киношколы, пожалуй, снял бы все это с бОльшим вкусом и разнообразием, нежели оператор этого фильма. Причем многие сцены сняты с одного ракурса и очевидно, что с первого раза, без дублей, что моментально вызывает воспоминания о стиле работы легендарного Эда Вуда, хотя лично я не уверен, что даже он смог бы так паршиво все это снять :)

"Озеро Зомби" - действительно легендарный и неординарный фильм - хуже него, пожалуй, во всей великой истории "зомби-фильмов" еще и не факт, что отыщещь, а то и во всей истории кинематографа (хотя это, я, наверное, все же маленько загнул...). Ужасный грим и "спецэффекты", беспомощные "актеры" и абсолютно некомпетентная съемка - все это, безусловно, отпугнет практически всех зрителей. Но истинные любители настоящего трэша, я уверен, "прочувствуют фильм по полной", а коллекционеры "зомби-фильмов" так и вообще просто обязаны заполучить этот "шедевр" в свою коллекцию... Всем остальным можно не беспокоится, если только у вас нет желания расширить свой кругозор в истинном трэш-кинематографе :)