Суперкультовый фантастический трэш "Экстро" был известен еще советскому зрителю, так как некоторые отрывки из него очень любили крутить в перестроечной трэш-передаче "НЛО: Необъявленный Визит" ;) При этом история его создания довольно обычна для тех, кто знаком с "кинотехнологиями" тех времен. Жил да был немного сумасшедший английский режиссер Гарри Бромли Давенпорт, дебютировавший в 1976-м году независимым хоррором "Whispers of Fear". Денег это кино особых не заработало, зато свело его с продюсером Марком Форстэйтером (Mark Forstater) и сценаристом Мишелем Парри (Michel Parry). У Мишеля был готов сценарий про злобного инопланетного пришельца, а Марк готов был собрать под этот проект деньги. Серьезно переработав и дописав сценарий, господин Давенпорт в конечном итоге снял историю про то, как...

...Папашку маленького мальчика на его глазах похитили инопланетяне, а мама, не поверив рассказанной истории, решила, что муж просто ушел от нее. С тех пор прошло три года, у мамы появился новый сожитель, но парень все еще верил, что настоящий папа вернется. И он вернулся, будучи, правда, уже не таким, как раньше...

Не взирая на серьезно переработанный сценарий, большАя часть фильма все равно снималась "по наитию", не оглядываясь на текст. Связано это с тем, что основной задачей кинематографистов, во главе с режиссером и двумя продюсерами (вторым был Robert Shaye из New Line Cinema), было запихнуть в эту ленту как можно больше шокирующих и отталкивающих кадров, желательно таких, чтобы зрители прямо в кинотеатре проблевались. По этой причине любые идеи, которые спонтанно возникали на площадке и нравились режиссеру, незамедлительно вставлялись им в фильм, если бюджет, конечно, позволял. По этой же, кстати, причине, в ленте практически нет логики, а ее середина вообще является сплошным сюрреализмом с безумными сюжетами, типа огромного игрушечного солдатика, расправляющегося со старушкой-соседкой, или превращенной в живой кокон няньки, которая, как матка "чужого", производит на свет водянистые яйца. Кому-то на съемках пришла идея запихнуть в фильм клоуна - пожалуйста, вот вам зловещий карлик-клоун, у Боба Шея была идея-фикс по поводу черной пантеры в белых интерьерах - не вопрос, за ваши деньги любой каприз, вот вам пантера... И таким вот образом, по сути дела, был снят весь фильм.

Однако не злобный клоун, ни громадный солдатик и даже не пантера стали визитной карточкой "Экстро", а знаменитая сцена инопланетного изнасилования, и последующих родов обновленного папашки. Вот уж где некоторым особо впечатлительным женщинам совершенно точно может стать дурно - как никак, наблюдать за тем, как из огромного живота, разрывая вагину, выползает взрослый мужик, это, знаете ли, не каждой по плечу! Снято все, при этом, в отвратительных и смачных подробностях - так, как надо, одним словом ;) При этом многие спецэффекты, не смотря на свою дешевизну, получились очень даже неплохими, хотя в некоторых моментах видна откровенная халтура, которой, впрочем, не так уж много. "Аутентичным" получилось и музыкальное сопровождение, забацанное все тем же Гарри Бромли Давенпортом (закончившим музыкальную школу по классу фортепьяно) одним пальцем на дешевом синтезаторе, но от того обладающее неповторимым "фантастическим" шармом и трэш очарованием :) Очаровательны и некоторые актеры, точнее, актрисы этого фильма. Так, Бернис Стеджерс, обладательница довольно необычной внешности (которая чем-то напоминает американскую актрису Meg Foster), исключительно мила в роли заботливой мамашки и хорошей жены, хотя основное внимание по женской части уделено любвеобильной "француженке" Мариам Д'або, обладательнице симпатичных грудок и чувственных губок, у которой в этом фильме есть несколько "горячих" сцен. Кстати говоря, Мариам, это будущая "девушка Бонда" (в фильме 1987-го года с Тимоти Далтоном "The Living Daylights"), для которой "Экстро" стал кинодебютом, да каким! Из мужской части кастинга красотой выделяется лишь Дэнни Брэйнин, играющий экранного сожителя Бернис, а зловещая внешность Филипа Сэйера как нельзя кстати подходит его роли "двойного назначения"...

Вышедший в 1983-м в широкий прокат, этот фильм удивительным образом даже не был порезан, хотя американский продюсер Роберт Шэй потребовал у режиссера изменить концовку, в результате чего картина имеет как минимум два различных финала, с "хэппи эндом", и без. Оба, правда, исключительно странные, как и весь фильм :) Являясь безусловным культом, породившим два совсем уж запредельных в своей безбашенной трэшовости сиквела, эту ленту можно порекомендовать всем без исключения поклонникам кино, желающим расширить свой персональный "туннель реальности"... ;)