Находясь на пике творческой формы и коммерческой привлекательности, в начале шестидесятых Марио не уставал снимать "готический хоррор" к числу которого относится и "Кнут", поставленный маэстро, правда, не по собственному сценарию, а по тексту одного из самых известных и плодовитых итальянских сценаристов, Эрнесто Гастальди (Ernesto Gastaldi, при участии Ugo Guerra и Luciano Martino). Его сюжет, впрочем, как нельзя лучше подошел для воплощения с помощью визуальных талантов Марио, который не пожалел ни разноцветного освещения, ни иссиня-черных теней для того, чтобы рассказать нам историю...

...Старшего сына графа Менлифа, жестокого Курта, вернувшегося в родовое поместье якобы ради свадьбы своего брата на его бывшей суженой Невенке. На самом же деле он приехал требовать у умирающего отца свою часть наследства, но очень быстро пал жертвой вероломного удара кинжалом в шею, тем самым кинжалом, которым убила себя брошенная им некогда любовница. Семейные убийства на этом, впрочем, в замке не остановились, а Невенка стала утверждать, что видит призрак Курта, который всем им скоро отомстит...

Поначалу разобраться в перенавороченных а-ля индийское кино семейных отношениях главных действующих лиц этого фильма непросто, но потом все начинает потихоньку вставать на свои места, хотя некоторые мотивации и поступки персонажей к реальности не имеют абсолютно никакого отношения. Но мы и смотрим эти фильмы не ради наблюдения реальности, а для погружения в стильную атмосферу аристократической готики с налетом садомазохизма и потустороннего. А с этим, уж поверьте, в "Кнуте" все в полном порядке. Садомазохистский эротизм для того времени тут показан весьма открыто и довольно откровенно, но без обнаженки, а по части создания атмосферы Марио Баве тогда вообще не было равных. Затейливо играя цветом, светом и тенью, а также выбирая необычные ракурсы, маэстро с головой погружает зрителя в роскошную готику, заставляя актеров жить в созданном им мире стилизованного мрачного барокко.

И каких актеров! Кристофер Ли здесь как всегда великолепен в роли жестокого аристократа Курта, создавая свой образ почти исключительно с помощью физиогномики, ибо диалогов у него совсем немного, да и голоса великого актера мы тут не услышим, ибо вся его роль, отчего то, была дублирована другим человеком, хотя снимали, изначально, на английском. Отлично "вписалась в интерьеры" и исполнительница второй заглавной роли, израильская актриса и певица Далия Лави, которую для этого фильма сделали особенно готичной с ее иссиня-черными длинными волосами, кроваво-красными губами и подведенными глазами. Ну и остальной актерский состав, разумеется, выполняет свою работу очень хорошо, хотя акцент, конечно, строится на участниках извращенного семейного четырехугольника в исполнении Далии, Кристофера, Тони Кендала и Иды Галли.

Справедливо считаясь одним из лучших фильмов маэстро с богатой атмосферой и романтично-красивой, но грустной заглавной мелодией, картина, тем не менее, не лишена недостатков. Основным из них я бы назвал уже упоминавшуюся выше "перенавороченность" семейных отношений, которая полностью так и не была раскрыта. Второй аспект ленты, который, впрочем, можно списать не распространенную в то время практику, это наигранная театральность некоторых эпизодов и алогичность кое-каких моментов. Ну и последнее, не смотря на присутствие слова "хоррор" в обозначении поджанра "gothic horror", в котором сработана картина, действительно страшных моментов в "Кнуте" нет, зато вот готики - хоть отбавляй :)

Уже давно являясь не просто очень красивым атмосферным фильмом, но и настоящей культовой классикой, "Кнут и Тело" должен быть в коллекции любого уважающего себя киномана, а не только поклонника таланта Марио. Но даже если вы не считаете себя ни тем, ни другим, то ознакомиться с картиной все-равно стоит, хотя бы ради того, чтобы "со знанием дела" вставить пару умных слов во время обсуждения жанрового кинематографа... ;)