С именем итальянского режиссёра Лючио Фульчи связано много парадоксальных фактов. Безусловно, очень талантливый режиссёр – но он практически не известен широкому кругу публики. Человек, имеющий за плечами абсолютные шедевры кинематографа – и порой снимающий такую дребедень, что просмотр оной не вызывает даже саркастической улыбки. На заре карьеры он занимался комедиями – а закончил жизнь и остался в памяти фанатов как маэстро хоррора. К тому же всегда утверждавший, что создаёт отнюдь не ужастики, а фантастическое кино. В его фильмографии есть творение, к которому он имеет весьма отдаленное отношение – и всё же значится режиссёром. В начале 80-х он снял три фильма, которые обладают сходными чертами и многими объединяются в трилогию, но официально её не существует. Этот список можно продолжать ещё долго...

В середине 80-х у Фульчи начался тяжелый период в творчестве: минимальные ТВ-бюджеты, слабые сценарии, отнюдь не шедевральная режиссура. Пожалуй, поворотной точкой стали «Одержимые» ("Manhattan baby", 1982), скучная история о девочке, одержимой злым духом. Трудно поверить, что за несколько лет до неё тот же человек сотворил «Город живых мертвецов» ("City Of The Living Dead", 1980) и «Извне» ("The Beyond", 1981). Ренессансом могла бы стать «Энигма» ("Aenigma", 1987), странный фильм, выполненный в стиле «мистического джиалло» Дарио Ардженто, но... она им не стала. После этого маэстро ещё глубже погрузился в глубины откровенного трэша, уже не поднимаясь до некогда достигнутых высот. В начале девяностых, словно на прощание, за пару лет он «разродился» пятью фильмами, один из которых и попал в DVD-проигрыватель вашего покорного слуги...

Сценарий «Голосов извне» написали Лучио Фульчи и Пьетро Реньоли, взяв за основу один из рассказов Фульчи. Как и всё в этом фильме, сюжет оставляет очень двойственное впечатление.

В прологе мы видим, как женщина средних лет и не молодой уже мужчина с пробивающейся сединой занимаются любовью. Спустя некоторое время – достаточное, чтобы рассмотреть любовников – их прерывает громкий плач ребёнка. Рассерженный мужчина отрывается от дамы и с очень недобрым лицом (и с ножом в руках) под крики женщины: «Джорджио, куда ты?», спускается в детскую, где пытается грубо утихомирить малыша. Мальчик же очень хочет видеть маму, которая совсем не трудится, чтобы поднять голую попку с кровати и успокоить ребенка. Папу это выводит из себя окончательно– и опля!! – мы же смотрим фильм Фульчи! – он всаживает нож в грудь ребенка! А потом ещё, и ещё раз! И ещё... и вдруг мама просыпается и понимает, что это всего лишь сон...

После вступительных титров нам показывают смерть «несостоявшегося убийцы». Джорджио (в исполнении Duilio Del Prete) буквально рвёт кровью, а рядом стоят его родственники и бегают врачи. После ряда безуспешных врачебных манипуляций супруг умирает.

Позже родственники погибшего отказываются подписать разрешение на вскрытие. После прочувственной речи мачехи мы видим, как на заднем плане увозят на носилках труп Джорджио Маньярди, и слышим голос извне: «За что вскрытие? Что они со мной сделали?». У нас рождается смутное подозрение, которое впоследствии окажется очень близкО к истине – умершему помогли отойти в иной мир.

В результате таки проведенного вскрытия выясняется, что кишечник у покойника был вполне здоров, но окончательные анализы могут быть выполнены только после выходных, тогда и станет ясна точная причина смерти. (Внимание: маленькая роль самого Фульчи!)

Тем временем на поезде приезжает Рози, дочь Джорджио, покинувшая родительское гнездо неопределенное время назад. Отнесясь с прохладцей к встречавшему её дяде Марио, она едет к дому со своим старым другом Джанни (Lorenzo Flaherty). По дороге она рассказывает ему о своей семье без особой любви в голосе.

В доме же кипят страсти. Мачеха с ненавистью выбрасывает вещи Джорджио из гардероба и орёт на так некстати подвернувшуюся служанку, жена (и мать Рози) просто захлёбывается в слезах, и ей повсюду слышится голос мужа (плюс добрых полфильма она проводит без одежды ;)). У каждого здесь был приличный зуб на убитого. У каждого был мотив.

Итак, все уже поняли, что мы имеем дело с типичным детективным сюжетом из разряда «кто совершил убийство?». С момента прощания повествование ведется от лица Рози, единственного человека, который питал хоть какие-то теплые чувства к жертве. Есть и ещё одна причина её заинтересованности – Джорджио разговаривает с ней с того света (точнее, из могилы - Фульчи всякий раз показывает нам всё более разлагающийся труп) и очень просит найти убийцу. Как настоящая любящая дочь, Рози не может отказать папочке.

В общем и целом, сюжет не отличается большой оригинальностью, да и логика прихрамывает, но он увлекает, и это главное.

А теперь нужно сказать несколько слов о технических и творческих аспектах ленты.

Картина снята для телевидения, но даже в телефильм Фульчи умудрился впихнуть свои излюбленные gore-сцены. Начинается всё, как я уже упоминал, с детоубийства, а продолжается созерцанием разлагающегося трупа в могиле, рычащих зомби, преследующих Марио в склепе, поедания глаз (!!), кучи червей и ещё парочкой подобных эпизодов. Хотя любители экстремального насилия в стиле ранних хорроров режиссёра могут быть разочарованы – здесь главенствует отнюдь не жестокость, насилие представлено лишь как пряная и ароматная добавка к основной сюжетной линии. Считаю, что такой подход был единственно верным, и Фульчи нашёл золотую середину в выборе тона для этого фильма.

Сразу хочется сказать о музыке – она приятна на слух, порой придаёт происходящему оттенок некой иронии, и является обязательной составляющей атмосферы «Голосов извне».

Что ещё есть в фильме хорошего, о чём стоит упомянуть, прежде чем обратиться к минусам, которых тоже хватает?

Мне понравилась актриса, исполняющая роль Рози. Не сказать, что она блистает мастерством, я говорю о внешности. Что ж, тем приятней, что она обнажится хотя бы до пояса в двух сценах. :)

Мне понравился хороший конец. Да-да, всё верно, в этом фильме Фульчи – хороший конец. Это само по себе редкость, да и впечатление после просмотра остаётся приятное. Стоит отнести к плюсам. Не всё же ему снимать трагические развязки!

Маленький бюджет практически не отразился на качестве, и это тоже радует. Конечно, фильм смотрится довольно скромно, но никак не убого. Ну, чего-чего, а уж опыта работы с микробюджетами Фульчи не занимать!

Пара слов об атмосфере. У талантливо снятых детективов, как правило, есть некий особый привкус, спутать который ни с чем невозможно. Будто ты сидишь холодным зимним вечером при свете камина и разгадываешь кроссворд. Сложный и запутанный, который в итоге выведет тебя к ключевому слову. Не знаю, может быть, такое сравнение покажется кому-то неуместным, но то же самое можно сказать и о джиалло, поскольку детективная интрига – одна из основных его составляющих, хоть и дополненная изысканными визуальными решениями и жестоким насилием. Так вот, к чему я клоню – атмосферы детектива в «Голосах извне» почти нет. Атмосфера есть, а атмосферы детектива нет. Все gore-вставки, видения Рози, динамичная музыка и другие изыски Фульчи приводят к появлению чувства неясной иронии и чуть ли не психологического подтекста происходящего. Сложно уловить и обозначить эту тонкую линию, но при просмотре самым интересным становится не разгадка личности убийцы, а страхи и фобии персонажей, воспоминания и видения Рози о погибшем отце, метания обеспокоенных собственным незавидным положением родственников, сам «голос извне», в конце концов... Это заставляет посмотреть на фильм несколько с иной точки зрения, и безусловно добавляет пару плюсов в его актив.

Теперь о недостатках. О некоторой «искусственности» сюжета я говорил выше. Актёрская игра – ниже среднего уровня. Конечно, ожидать оскаровских исполнений ролей здесь глупо, но всё-таки не дяденек-тетенек с улицы пригласили. Налёт всё той же искусственности присутствует и здесь. Особую мою нелюбовь заслужила жена Джорджио, ревущая горючими слезами с периодичностью, сравнимой только с количеством её появлений без одежды. И если бы она ещё поестественней ревела...

Фульчи и сам отмечал, что слабой стороной фильма являются именно актёрские работы: «Замечательный фильм с неправильно подобранным актерским составом. Карина Хафф - неприятна, Дель Прете - полностью вне роли...». Также он говорит, что вычислить убийцу здесь очень легко именно благодаря ужасной актерской игре. Что ж, возможно... :)

Второй большой минус – прорехи в сценарии. Это уже не просто «искусственность», а намного больше, - иногда задумываешься: «хм..., разве так бывает?». Стоит вспомнить начало фильма – смерть Джорджио: с таким сильным внутренним кровотечением следует незамедлительно доставлять в операционную к хирургам, а не пытаться лечить консервативно – но, надо признать, что эпизод снят весьма атмосферно и достаточно кроваво! Также я не уверен, что тот способ, которым был убит Джорджио, осуществим в реальной жизни. Хотя кто его знает. Но чтобы до такого додуматься, надо быть самим Лючио Фульчи с его «тараканами в голове» :)

И последний штрих в разборе недостатков ленты – не дотягивает фильм до планки классного. Как работу Фульчи его можно воспринимать, но как фильм, оторванный от имени его создателя – он рискует превратиться в пустышку.

А напоследок мне хотелось бы рассказать о забавном ляпе русского переводчика.

Сцена вскрытия тела Джорджио. Фульчи во всей красе! Разрез и проникновение в брюшную полость, извлечение кишок, всякие манипуляции с ними... Причем выглядит это всё в меру достоверно – утверждаю, как человек, с подобными вещами неоднократно сталкивавшийся! :) В этом эпизоде меня очень повеселил переводчик – господин Визгунов, с голосом которого за кадром я в первый раз и смотрел этот фильм. Во время вскрытия врач вслух комментирует свои действия – он описывает, что именно разрезает и что конкретно достаёт. В ход даже пошли узкие медицинские термины, и я приготовился слушать, что же происходит на экране и как это перескажет Визгунов. Результат превзошел все мои ожидания – доставая кишку, врач сказал: я извлекаю секцию «transversum colon». В переводе с латинского (да я думаю, и с английского тоже) – поперечная ободочная кишка, которая располагается, соответственно названию, поперчено, выше пупка практически от одного бока тела до другого. Визгунов же, после ощутимой паузы, во время которой, он видимо, судорожно вспоминал, что значит это словосочетание, выдал: отделю секцию... прямой кишки. Видимо, это часть кишечника – единственная, о которой он наслышан. Особую пикантность переводу придаёт тот факт, что всё вскрытие происходит именно выше пупка, и каким образом оттуда собирался доктор вытягивать прямую кишку, которая, как известно, находится гораздо ближе к анальному отверстию, неизвестно! :) Не знаю, как на это всё отреагируют люди с немедицинским образованием, но лично я смеялся довольно долго!

Что в итоге: интересная попытка Фульчи выйти за рамки джиалло, типичного детектива и фильма ужасов. Получилась забавная, но вполне удобоваримая смесь, которая может доставить удовольствие при просмотре. Этот фильм, конечно, вряд ли увлечёт современного зрителя, но фанаты могут быть довольны – почерк и манера маэстро чувствуются сразу.

Смотреть: поклонникам Фульчи и итальянского хоррора (что зачастую обозначает одно и то же). Для «рядового» зрителя чуть многовато насилия и условностей.

Да, чуть не забыл! Обязательно досмотрите финальные титры до конца и узнайте, кому посвятил Фульчи «Голоса извне». Честно признаться, не знал, что они близко знакомы!.. :)