Великолепный готический роман Мэри Шелли "Франкенштейн" ("Frankenstein" by Mary Wollstonecraft Shelley, 1818) почти сразу же привлек внимание кинематографистов, как только появилось немое кино, и с тех пор экранизирован бесчисленное количество раз, с большей или меньшей степенью достоверности. Новая версия, написанная сыном Джона Лэндиса (John Landis), Максом (Max Landis), рассказывает классическую историю с точки зрения ассистента Виктора, Игоря, которого вообще в классическом романе не было... ;)

Циркового горбуна Игоря, увлекавшегося медициной, вызволяет из неволи студент медицинского колледжа Виктор Франкенштейн, который видит в нем идеального помощника для его экспериментов по превращению мертвой материи в живую с помощью электричества. Вдвоем, молодые люди семимильными шагами продвигаются к созданию новой жизни из кусков мертвой плоти животных, в то время как по их следам идет религиозный инспектор Скотлэнд-Ярда Турпин. В итоге, прорывными экспериментами Виктора Франкенштейна заинтересовался сынок одного из самых богатых людей Англии, который предложил ему продолжить их в его родовом замке в Шотландии, где Виктор вместе с Игорем окончательно убедился в пагубности своих желаний создать "нового Прометея" из кусков мертвой плоти...

Скажем прямо, историю Виктора Франкенштейна и его монстра в кино залапали до дыр, до такой степени, что воспринимать ее серьезно уже практически невозможно, и кинематографистам приходится идти на ухищрения, чтобы снова возбудить к ней интерес простого зрителя. В данном конкретном случае они решили пересказать ее с точки зрения ассистента Виктора, Игоря, который по ходу фильма стал "голосом разума" для гениального ученого, одержимого идеей покорения смерти и создания жизни "из ничего" с помощью электричества. Именно Игорь стал центральным персонажем фильма, в котором, в отличие от других картин про Франкенштейна, основное внимание уделяется не монстру, а его создателю, или создателям, как в нашем случае. Ведь именно они, в безрассудной жажде познания, ответственны за появление в нашем мире искусственно созданных монстров, которым нет места в природе. И именно они тяготятся осознанием содеянного, точнее, тяготится этим в основном Игорь, в то время как Виктор Франкенштейн не воспринимает свои неудачи как трагедию, стараясь учиться на собственных ошибках не опуская рук в поисках идеальной технологии создания новой жизни.

С таким подходом эта лента сильно отличается от сонма других экранизаций готической классики, в которых основное внимание уделялось, обычно, монстру, в то время как здесь сам "монстр Франкенштейна" появляется лишь в конце третьего акта всего минут на на десять. Он, кстати, весьма впечатляющ, как и весь art direction картины, полностью снятой в Англии с английскими же актерами и режиссером из Шотландии. Дэниел Рэдклиф в роли Игоря и особенно Джеймс МакЭвой в роли Виктора Франкенштейна составляют идеальный творческий тандем, в котором персонаж Дэниэла пытается быть голосом разума, а Виктор Фарнкенштейн МакЭвоя желает двигать вперед науку, невзирая на религиозные предрассудки и моральные принципы. В итоге, эти два человека не только кардинально изменят жизнь друг друга, но и станут настоящими друзьями, даже несмотря на разногласия и ужасный опыт, через который им обоим предстоит пройти.

Получив на руки "всего" 40 миллионов долларов бюджета, Пол МакГуйгэн умудрился снять на них в Англии восхитительный во всех отношениях триллер, с потрясающе стильным art direction'ом, масштабными экшен сценами и замечательными спецэффектами, часть из которых выполнена на компьютере, а часть снятая "в натуре", с помощью сложного грима и "практических" эффектов. Сам "монстр Франкенштейна", впрочем, как я уже сказал, появляется в картине лишь в конце третьего акта, поэтому основное внимание режиссера, декоратора и спецэффектщиков было уделено созданию аутентичного Лондона девятнадцатого века, с чем они все прекрасно справились, в результате чего зритель видит на экране задымленные грязные улицы бедных кварталов Лондона, ярко контрастирующие с роскошью элитных клубов для высшего общества.

Явно ставя себе целью показ человеческих отношений и моральных дилемм основных участников постановки, фильм не имеет фокуса на созданных Виктором Франкенштейном монстрах, и это идет ему только на пользу, потому что мы и так уже имеем мегатонны фильмов про "монстра", которые забывают об его создателе. А тут упор сделан именно на человеке, стоящем за чудовищем, и кинематографисты пытаются показать и объяснить зрителю не только его мотивы, но и проникнуть в саму душу этого персонажа, которого лучше всего понимает бывший цирковой уродец Игорь, которого в оригинальной новелле вообще не было.

Пригласив на главные роли известных актеров и потратив на производство немалые деньги, 20th Century Fox, отчего то, решили прокатывать ленту в конце ноября, где она столкнется лоб в лоб с мегаблокбастерами, вроде пиксаровского "The Good Dinosaur" и "The Hunger Games: Mockingjay - Part 2", не говоря уже о до сих пор показывающего хорошие позиции "Spectre". Вероятно, студийные боссы решили сделать "ход конем" и поставить эту ленту в качестве "контрпрограммирования" (counter-programming) другим блокбастерам, но эта фишка вряд ли сработает, ибо такие фильмы традиционно лучше ставить на более "спокойные" месяцы вроде октября, или еще лучше января-февраля. Учитывая, впрочем, относительно небольшой бюджет и "громкие имена" как задействованных в ней актеров, так и суперпопулярного литературного первоисточника, я вполне могу допустить что фильм соберет приличную кассу, но не факт. В любом случае, всем поклонникам классической истории будет небезынтересно посмотреть ее новую интерпретацию, тем более, что в конце есть вполне очевидный задел на сиквел. Который будет реализован лишь при условии хороших сборов, разумеется, во что могут внести свою лепту и отечественные зрители. Поэтому идите, и внесите ;)