Использование готического антуража и самих готов в современном голливудском (и, конечно же, в "независимом") кино давно уже стало общим местом, ибо за последние пять-десять лет вышло немало коммерческих фильмов, беззастенчиво эксплуатирующих "готические" темы. Ярким доказательством этого тезиса стал свежий фильм "Underworld", на постере которого на фоне огромной луны изображена бледная девушка, затянутая в латекс, в высоких готических "нью-роках", с развевающимся сзади черным "матричным" плащом и с пистолетом в руках. Девушку эту зовут Селин, и она - вампирша.

Более шести столетий на земле бушует невидимая глазу обывателя война. Вампиры сражаются с оборотнями (ликантропами, или "зверями", как те их презрительно называют) за власть и жизненное пространство. И хотя в средние века вампиры одержали над оборотнями внушительную победу, "вопрос" это не решило, поэтому и в двадцать первом веке застарелый конфликт продолжает существовать, поменялось лишь оружие и методы борьбы. Если раньше противоборствующие стороны "месили" друг друга "дедовскими способами", то век технического прогресса привнес в этот увлекательный процесс существенные коррективы. Теперь вампиры "поливают" оборотней из скорострельных пистолетов и автоматов серебряными пулями, а те, в свою очередь, отвечают "детям ночи" прогрессивными фосфоресцирующими пулями, которые собственным светом просто-напросто сжигают вампира изнутри. Однако помимо "официальной" политики открытого противостояния с оборотнями, внутри клана вампиров плетутся непростые политические интриги, а лидер оборотней, в свою очередь, ведет охоту за уникальным человеческим экземпляром - потомком древнего прародителя обоих пород, кровь которого обладает специфическими свойствами. Если у оборотней получится задуманное, то этот человек станет гибридом вампира и оборотня, проложив тем самым путь к объединению двух враждующих сторон. Вот только в ожидаемый ход вещей, как всегда неожиданно, вмешались вампиры...

"The Matrix" meets "Blade" meets "Romeo & Juliet" meets "American Werewolf In London" - примерно такой фразой можно охарактеризовать данное кино, в котел которого понакидали все возможные и невозможные штампы и клише "вампирско-оборотного" жанра и модных современных технократических боевиков. Боевые сцены - "матричные", оборотни и их трансформация - "американско-лондонские", общий антураж и место действия - "блэйдовские" (снимали фильм в Будапеште и Праге), ну и ударная доза "романтических соплей" - это уже от "Ромео и Джульетты" и прочих фильмов про несчастную любовь и неравные браки :) В принципе, в таких откровенных гибридах нет ничего плохого, если они сделаны добротно и со знанием дела, однако у этого фильма есть как минимум два серьезнейших недостатка, которые не позволяют назвать "Underworld" особо удачным кино. Первым из них является откровенно слабый, вторичный и халтурный сценарий. Такое впечатление, что авторы (а над сценарием работали аж три человека, включая и режиссера) писали его своей левой ногой, периодически впадая в коллективный маразм. Такого количества "plot holes" и откровенного бреда, как в этом фильме, надо еще поискать. Действия многих персонажей непоследовательны и алогичны, их мотивации и цели неочевидны, и даже когда нам объясняют некоторые вещи открытым текстом, понятнее от этого они не становятся (или, возможно, просто я такой дебил :)). Вторым же существенным недостатком ленты является ее жуткая, я бы даже сказал жутчайшая, затянутость. Два часа для такого слабого кино это непростительно много, и если бы над фильмом побольше поработали бы ножницами и сократили бы его хотя бы до приемлемых полутора часов, выкинув все нудные и скучные диалоги вкупе с откровенно "притянутыми за уши" сюжетными ходами, то из этого материала вполне можно было бы соорудить конфетку. Но, увы и ах, этого не произошло, поэтому чуть ли не половину фильма зритель откровенно скучает, или как в случае с моим сеансом, беспардонно "стебется" над происходящим на экране. Да и как, позвольте узнать, не "стебаться" над многими картонными персонажами, их надуманными идиотскими проблемами, невнятной "историей" и прочими прелестями слабого кино? Как говорится в многочисленных рекламных роликах каких-либо продуктов, "устоять невозможно" :)

На самом деле, в этом фильме не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Режиссер Лен Вайзман проходил "свои университеты" в качестве ассистента по реквизиту на таких проектах, как "Stargate (1994)" и "Independence Day (1996)", и, видимо, решил взять на вооружение лозунг этих фильмов - "style over substance". В связи с этим в его режиссерском дебюте мы можем видеть отличный art direction и много весьма эффектных визуальных "фишек", которые использованы им к месту и которые действительно "работают", даже несмотря на то, что все это зритель уже видел и не раз в других именитых лентах. Ну да, Вайзман просто "понатырил" почти все ключевые эпизоды из других, "оригинальных" фильмов, ну так нынче очень трудно изобрести что-то действительно новое, поэтому грамотная компиляция "классических наработок" тоже имеет право на существование, - как говорится, нет таланта придумать нечто свое, так хоть чужое грамотно используй. И Лен использовал, причем местами весьма грамотно, получив в результате достаточное количество стильных и эффектных эпизодов (в сопровождении не менее модного и хитового "ню-металла" и популярной жесткой электроники). Нельзя, однако, сказать, что в фильме совсем нет оригинальных идей - кое-что новенькое в жанр все же привнесли. В основном я говорю о фосфоресцирующих пулях. На моей памяти такое оружие еще нигде не использовалось (в то время как серебряные пули уже давно чистой воды банальщина) и здесь применено впервые. Ну, и стоит также обратить внимание на "подачу" двух конкурирующих кланов. Вампиры в данном фильме представлены как утонченные аристократы, которые живут в шикарных особняках, разъезжают на дорогих и стильных европейских машинах, и все как один одеваются в готических магазинах типа X-Tra-Х или Black Rose. Проще говоря, вампиры - это готы :) Но именно в рядах "готической аристократии" постоянно идет взаимная грызня, скрытые политические интриги и борьба за власть, которая в конечном итоге показывает истинное беспринципное и жестокое лицо вампирского "белого человека", подонка, который пойдет на все и "уберет" всех ради достижения своих собственных интересов. Клан оборотней, с другой стороны, показан как загнанное в подполье "сопротивление", которое ведет справедливую борьбу против своих угнетателей, и ряды которых сплочены перед лицом единой опасности. Там нет внутриполитических дрязг и разлада, и по сути дела как организация, их клан стоит на голову выше вампирской аристократии. Ну и, конечно, нельзя упустить из виду политкорректную мораль "сей басни" - людям (в данном случае - вампирам и оборотням) нужно преодолеть межрасовые предрассудки и объединится для всеобщего блага и процветания, чему наилучшим стимулом будут смешанные браки! :)

Лен Вайзман имеет все шансы через пару картин сделать действительно интересное и грамотно сбалансированное кино. Все, что ему нужно освоить, так это получше управляться с монтажными ножницами (в нынешних реалиях - монтажной системой AVID :)) и не жалеть резать "по живому", убирая из фильма все ненужные фрагменты, чтобы создать идеальный баланс "action" и "romantic" сцен. Но по-любому, опыт создания этой картины не прошел для него даром, ибо после съемок он обручился с исполнительницей главной роли Кейт Бэйкинсэйл, которая в одночасье превратилась из милой медсестрички с авиабазы "Перл Харбор" в крутую латексную action-диву вампирского происхождения :)

Фильм имел средний бюджет в 22 миллиона долларов и в прокате Штатов собрал около 52 миллионов, что является неплохим результатом. Мировой прокат ленты до сих пор продолжается и проходит также весьма недурно, уже положив в карманы продюсеров дополнительные двадцать миллионов. Можно лишь гадать, будет ли у фильма продолжение, но если оно будет, то у зрителей есть одно большое пожелание к создателям - увидеть ликантропов женского пола, а то действительно, не все же обнаженным мужикам в волчьем виде, тряся гениталиями, по экрану бегать ;) Стоит также отметить, что за неделю до официального выхода фильма в прокат на производственную и дистрибьюторские конторы Lakeshore Entertainment, Screen Gems и Sony Pictures был подан иск о нарушении авторских прав от компании White Wolf Inc. и писательницы Нэнси Коллинс (Nancy A. Collins). Истцы насчитали как минимум семнадцать случаев "тяжких нарушений копирайта" и больше семидесяти (!) косвенных совпадений между фильмом и ролевыми играми White Wolf "Vampire: The Masquerade" и "Werewolf: The Apocalypse", основанными на "вселенной The World of Darkness". Коллинс, в свою очередь, утверждает, что вообще весь сюжет фильма основан на ее рассказе "The Love of Monsters", опубликованном White Wolf в 1994-м году и действие которого также разворачивается во "вселенной The World of Darkness". Результат судебных разбирательств на данный момент неизвестен... :)

Готы весело шагают на большом экране. Это уже никого не удивляет и не шокирует. "Дети ночи" уже давно закрепились в Голливуде, и я думаю что "Фабрика Грез" еще не скоро прекратит эксплуатировать "готические" образы и антураж, да и самих готов. Кому интересно посмотреть на одну из последних реализаций "готики в массах" - милости просим в кино. Остальным же, по большому счету, особенно можно не беспокоится... ;)