Оригинальный фильм Джона Карпентера (John Carpenter) "Нечто", который и сам был ремейком черно-белой ленты "The Thing from Another World" (1951), не стал для Universal в 1982-м году прокатным хитом, не окупив даже весьма внушительный по тем временам пятнадцатимиллионный бюджет. Однако на видео ленту ждал грандиозный успех и моментальный культовый статус, что позволило студии не только "отбить" свои затраты, но и прилично заработать. С тех пор прошло уже почти тридцать лет, и вот настал черед ремейка карпентеровского ремейка, культурно завуалированного, впрочем, под "приквел" :)

Группа норвежских ученых находит в вечных льдах Антарктики упавший туда сто тысяч лет назад инопланетный космический корабль и труп пришельца неподалеку, для извлечения которого приглашают американского палеонтолога Кейт Ллойд. Доставив глыбу льда с законсервированным в ней пришельцем на станцию, ученые, однако, подписали себе смертный приговор, ибо вскоре кровожадный инопланетянин вырвался из своего ледяного плена и начал убивать людей, заменяя их имитациями. Сражаясь не только с коварным пришельцем, но и собственной паранойей, члены экспедиции попытались остановить инопланетную тварь, но тщетно...

"Де-юре", как видим, эта лента действительно является приквелом фильма Карпентера, рассказывая нам о событиях, произошедших в норвежском лагере за несколько дней до прибытия туда американцев. Однако де-факто новое "Нечто", - это старое "Нечто" с Мэри Элизабет Винстед в роли Курта Рассела :), потому что отличия от фильма 1982-го года тут чисто косметические и совсем не принципиальные. Более того, в картине господина Ван Хайнингена без изменений сохранена не только вся структура ленты Карпентера, но и очередность событий, а так-же музыка Ennio Morricone, под которую успешно "закосил" Marco Beltrami :). Насчет последнего я, разумеется, пошутил, и оригинальной музыки Морриконе из фильма 1982-го года в ремейке нет, но Марко Белтрами настолько сильно ей "вдохновился", что его озвучка практически ничем не отличается от минималистичной работы маэстро Энио. Так что, учитывая все эти факты, можно смело называть вещи своими именами, "The Thing" 2011-го года это именно что РЕМЕЙК "The Thing" 1982-го, который нужен как собаке пятая нога, хотя у собачек из этого фильма могла и двадцать пятая легко вырасти, как все мы хорошо помним ;)

В данном случае просто продюсеры слишком совестливые (или наоборот, расчётливые, ибо не нужно было платить "авторские" Карпентеру, который по этой причине их резко невзлюбил :)) попались, понимая, что прямой ремейк шедевральной культовой классики фанаты "не поймут", зато если подать его под соусом "мы всегда хотели видеть, что произошло на норвежской базе, так что вот вам нате", то это может прокатить. Кому то, может, и прокатит, и кто-то, наверное, действительно хотел посмотреть на "норвежские события", хотя лично мне вполне хватило и того, что я увидел в фильме Джона. Ремейк, однако, уже идет на наших экранах, поэтому имеет смысл описать чуток подробнее его немногочисленные отличия.

Итак, отличие первое, - главный протагонист теперь женского рода, и Мэри Элизабет Винстед действительно не старается подражать Курту Расселу, а черпает вдохновение из образа лейтенанта Элен Рипли (Ellen L. Ripley), пытаясь быть аналитически-спокойной на фоне паникующих бородатых мужиков. Отличие второе, - количество "пушечного мяса", - в этом фильме действующих лиц больше и почти все они действительно норвежцы, поэтому в ремейке довольно успешно эксплуатируется языковой барьер для придания дополнительного импульса панической паранойе и взаимному недоверию. Ну и третье, - если в фильме 1982-го года провалов в логике, во всяком случае, очевидных, не было, то в ремейке они есть, и довольно существенные.

В остальном же отличия от оригинала исключительно технические, вроде использования компьютерной графики для "расширения" декораций вместо рисованных вручную matte paintings и использование ее же для создания гротескных трансформаций и поглощений пришельца. Тут, впрочем, кинематографисты применили наиболее правильный, с моей точки зрения, комбинированный подход, наняв именитых Тома Вудруфа (Tom Woodruff Jr.,) и Алека Гиллиса (Alec Gillis) из Amalgamated Dynamics для производства "реальных" монстров и аниматроники, а компьютерные технологии используя лишь для доработки кукольных созданий и в эпизодах сложного комплексного движения. Результат, с моей точки зрения, получился весьма неплохим, хотя компьютерное происхождение изображения в некоторых моментах, все-таки, бросается в глаза, и революционную работу Роба Боттина (Rob Bottin) в оригинальном фильме, разумеется, спецэффектщикам ремейка переплюнуть не удалось, хотя они явно старались. Потому что есть, все-таки, некая "душа" в "реальных" эффектах, а у компьютерных ее, пока что, к сожалению, нет. Это, видимо, понимает и режиссер картины, голландец Маттийс ван Хайнинген, не только постаравшийся ограничить использование компьютерной графики только в тех сценах, где без нее действительно было сложно обойтись, но и снимавший фильм не на цифру, а на 35 миллиметровую пленку в так любимом Карпентером anamorphic Panavision (2.35:1) формате. Поэтому и картинка у него получилась вполне себе "карпентеровская", с красивыми длинными планами и без использования "MTV-style" монтажа, - все очень грамотно и солидно, но... вторично! Однако данный фильм и не мог получиться оригинальным, так что я не ставлю это в упрек режиссеру, который сделал, как мне кажется, все что мог, постаравшись как можно лучше и "бесшовней" вплести события "приквела" в то, что мы увидели в начале ленты Карпентера. Ленты, моментально ставшей культовой классикой, чего этой картине явно не грозит :)

Не грозит ей, впрочем, и прокатный успех, что довольно забавно, ибо пока что повторяется ситуация с фильмом Карпентера чуть ли не один в один, даже количество проданных билетов в дебютный уикенд у старого и нового "Нечто" оказалось практически одинаковым. При бюджете в районе 35-38 миллионов, ремейк дебютировал в прокате Штатов на третьем месте, собрав с трех тысяч экранов кислые восемь с половиной миллионов и явно не имея шансов окупиться с театрального показа. Для сравнения, в 1982-м году "Нечто", при бюджете в пятнадцать миллионов дебютировало на восьмом месте со сборами в три миллиона, правда и количество экранов тогда было в три раза меньше - 840, но сборы с одной копии больше - $3,699 против $2,835 у ремейка. Затея с "рубкой бабла" на sci-fi/horror классике, одним словом, в очередной раз не удалась, и я думаю, что финансовые показатели ремейка/приквела в долгосрочной перспективе будут гораздо хуже, чем у ленты Карпентера. Что не удивительно, потому что не надо трогать шедевры, ибо они и так уже шедевральны, извините за тавтологию :) Посмотреть это кино можно исключительно особо любопытствующим поклонникам фантастики, которые "всегда мечтали узнать, что же случилось с норвежцами", в то время как всем остальным глядеть его нет никакого смысла.