Нечасто в наши дни встретишь испанский триллер. Еще реже попадается среди них что-либо, действительно заслуживающее внимания. Однако именно к подобным жемчужинам я отношу дебютную картину Алехандро Аменабара "Тезис". (Приходится придерживаться убогой традиционной кальки, в то время как на самом деле название фильма переводится как "Диссертация".)

Серьезная и неглупая студентка мадридского университета пишет диссертацию о насилии в кино. В ходе научных изысканий Анхела (так зовут девушку) знакомится с местным фриком Чемой, любителем и большим знатоком трэш-хоррора – вместе они смотрят жестокие фильмы. По чистой случайности в руки девушки попадает кассета, на которой оказывается запись самого что ни на есть настоящего снафф-фильма! (Если кто не в курсе, снафф – это настоящее убийство, запечатленное на пленку, сопровождающееся обычно пытками или насилием.) Пораженная Анхела узнает в жертве пропавшую без вести студентку этого же университета и понимает, что в стенах родной альма-матер творится что-то не то. В ходе ее с Чемой расследования на горизонте всплывают все новые и новые лица, в конце концов девушка запутывается и не знает, кому верить, в то время как убийца прекрасно обо всем осведомлен и уже вынашивает новый коварный план...

Этим фильмом Алехандро Аменабар поднимает старый как мир вопрос о жестокости и насилии на экране. Показывать ли? Если показывать, то сколько? Какой эффект произведет детально показанная кровавая сцена на зрителя? Не подвигнет ли на самостоятельное убийство/изнасилование/добавить по вкусу? Кто снимает снафф? И для кого, кто же захочет смотреть такое? На последний вопрос Аменабар дает однозначный и недвусмысленный ответ...

Первая же сцена фильма изображает обыденнейшую и узнаваемейшую ситуацию – в метро произошел несчастный случай, один человек погиб. Всех пассажиров (Анхелу в их числе) выводят из вагона. Зевакам не терпится поглядеть на труп, однако Анхела сначала направляется к выходу, но потом все же подходит к краю платформы, чтобы заглянуть вниз. Когда она уже почти на месте, ее отталкивают, и она злится! Вместе с ней зритель тоже злится – но не на бесцеремонное любопытство студентки, а на блюстителя порядка, который не дал нам взглянуть на переколбашенное тело. Вспомните эту сцену, когда будете смотреть финал.

Картина довольно длинна (125 минут), однако ни в коем случае не затянута. Развитие истории протекает ровно и постепенно, закручиваясь, как и положено, к концу. Нагнетание страха – выше всяких похвал, в определенный момент начинаешь бояться уже всего и всех. Вдвойне приятно, что саспенс создается не за счет пафосных пролетов камеры через замочные скважины да заумных недомолвок, а простыми и недорогими (в смысле, не требующими значительных денежных затрат) приемами: огромная пустынная аудитория; подвальное помещение с включенной камерой на штативе; красавец-сердцеед, приближающийся к Анхеле с самоуверенной улыбкой на лице; старичок-профессор, словивший сердечный приступ от просмотра той самой кассеты. Аменабару удалось добиться от актеров хорошей и естественной игры, хотя по большому счету солирует здесь сеньорита Торрент, остальные персонажи создают как бы фон для ее героини, некрасивой девочки, которая пока не научилась мирить чувства и разум. Хороший детективный сюжет, хорошие актеры, хорошее исполнение и даже наличие мессиджа – что еще надо для отличного результата? "Тезис" рекомендуется к просмотру самому широкому кругу зрителей. Во-первых, посмотрите, как можно задешево снять интересную и динамичную картину, во-вторых – ознакомитесь с первой работой автора "Открой глаза" и "Других", в третьих – просто хорошо и с пользой проведете два часа. Только потом, если надумаете кого убить просто ради собственного удовольствия, загодя выбросите диск куда подальше – а то Аменабару несдобровать...