Джеймс везёт Кристен в дом своих родителей. Настроение – хуже не придумаешь: он только что сделал ей предложение и вместо традиционного «I do» получил неожиданное «я хочу ещё немного побыть в девках». По приезду лучше не стало: Джеймс заранее разбросал повсюду лепестки роз и приготовил шампанское к романтическому свиданию. Теперь всё это лишь бередит ему сердце. А минут через 40 станет совсем плохо, когда изнывающая от скуки молодёжь начнёт ломиться в дом с членовредительскими намерениями...

У Брайана Бертино было всё, чтобы сделать «Незнакомцев» серьёзным саспенс-хоррором. Когда режиссёр был маленький, к нему тоже так вот постучали и спросили Васю Пупкина, который, разумеется, в квартире не проживал. А на следующий день Брайан узнал, что в соседские квартиры кто-то вломился... Под впечатлением от пережитого Бертино накатал сценарий и был столь убедителен, что его беспрекословно назначили режиссёром и дали аж 9 миллионов американских денег на всё про всё. Кроме того, Брайан сам был не дурак и свёл количество "скримеров" к минимуму, понадеявшись на своё умение нагнетать саспенс. А дабы точно не промазать мимо кассы, на главные роли удалось завлечь актёров первой величины: «остроухую» Лив Тайлер и сахарноликого Скотта Спидмена.

Чувак любит саспенс, у него есть кулстори с пометкой «основано на реальных событиях», в главных ролях маячат всем известные лица, снято всё на стэдик и ручную камеру, чтобы выдать тремор за эффект присутствия. Словом, мечта, а не проект! Но это только на бумаге.

На деле же у Бертино не работает ровным счётом ничего. Самая большая и явная ошибка режиссёра – это то, что он смог развести крутых дядь и тёть на полнометражку. То ли магнетическое обаяние тут сыграло свою роль, то ли какое-то невиданное колдовство, но любой, даже самый неискушённый зритель очень быстро начинает осознавать, что тут нет материала на полнометражный фильм. Потолок «Незнакомцев» - 20 минут. В такой хронометраж влезло бы и знакомство с персонажами, и саспенс, и экшен-сцены, и концовка смотрелась бы эффектней. Но Брайан наснимал аж на полтора часа, и это гробит всю ленту.

В начале фильма господин Бертино без обиняков демонстрирует зрителю чем всё кончится, после чего повествование засыхает. Долго, обстоятельно, с разных ракурсов зрителя знакомят с персонажами. То есть по-настоящему обстоятельно. Минут 40. За это время можно увидеть все ипостаси Лив Тайлер: её лицо в красном свете, затем в зелёном; Лив Тайлер в платье, в ванной, в штанах и фланелевой рубашке; Лив Тайлер с пивом, с мороженым, с сигаретой... Скотта Спидмена в разы меньше, но суть от этого не меняется: половина хронометража потрачена на то, чтобы сделать персонажей живыми, ибо только так можно гарантировать эмоциональное вовлечение зрителя, а следовательно – запрограммировать ощущения и впечатления. К сожалению, от потуг Бертино персонажи тут живыми не становятся. Кристен и Джеймс ходят из комнаты в комнату, периодически бросаясь репликами-филлерами, но вместо них зритель продолжает видеть Лив Тайлер и Скотта Спидмана. Ни о какой эмоциональной связи тут речь не идёт: первую половину фильма зритель скучает и имеет полное моральное право рассчитывать хотя бы на затрапезный слэшер во втором акте. На персонажей ему насрать, главное, чтобы началось действо. А оно – сюрприз! – не начинается. Манит, намекает, дразнит, дескать, вот-вот, сейчас всё будет, и... И всё.

А больше в фильме ничего и нет. Нет, конечно, там ещё много всего: постоянные лирические отступления Питера Сова (Peter Sova), которые не добавляют картине динамики, зато радуют глаз после вереницы плохо освещённых сцен. Есть Лив Тайлер, которая хорошо знает, когда нужно сделать круглые глаза или открыть рот, ну или дышать часто-часто, для чего перед каждой «активной» сценой «бывшая эльфийка» наворачивала пару кругов по съёмочной площадке или отжималась. Есть Скотт Спидмен, который продолжает играть Майкла из «Другого Мира» ("Underworld", 2003): такой же бесполезный и беспомощный. Есть ещё очень красивый Ford F-100 семдесят второго года выпуска. Отдельно стоит отметить неплохую подборку кантри и блюграсса: в картине звучат треки легендарного Мерла Хаггарда (Merle Haggard), слегка подгруженного Ричарда Бакнера (Richard Buckner), а также Джоанны Ньюсом (Joanna Newsom) и Джиллиан Уэлч (Gillian Welch). Да ещё и на виниле. Но всё вышеперечисленное не то чтобы совсем бесполезно, оно просто не в силах вытащить фильм из болота, куда его целенаправленно погружает режиссёр.

Таким образом, весь саспенс слили в песок, сюжет прямолинеен и даже не помышляет о твистах, хронометраж затянут, персонажи открывают новые глубины понятия алогичности, а от бесконечного количества Лив Тайлер в кадре чувствуешь себя фанатом-вуайеристом.

Однако, несмотря на очевидные недостатки, «Незнакомцев» ждал оглушительный успех в прокате: в родных Соединённых Штатах фильм собрал 52 миллиона американских песо и ещё 30 за рубежом. Итого: 9 миллионов против 82-х собранных. И не забываем еще дополнительные 13 миллионов, собранных с продаж DVD. Всё-таки жизнь удивительнее любых сценарных твистов!

Поэтому резюмируем: «Незнакомцы» - весьма посредственный недохоррор, который при наличии полного набора необходимых ресурсов показывает, как не надо снимать жанровое кино. В принципе, если воспылать неземной безответной любовью к Лив Тайлер и очень-очень сильно постараться, то от фильма даже можно получить порцию вымученного удовольствия. Но готовьте себя заранее к тому, что подобное достижение даётся лишь избранным.