Извечный соперник легендарной Hammer, британская студия Amicus, почти всегда для собственной продукции использовала актеров и режиссеров своего более именитого конкурента, особенно в жанре хоррора. Вот и в "Черепе", поставленном по короткому рассказу Роберта Блоха (Robert Bloch, автор "Psycho") "The Skull of the Marquis de Sade", солирует звезда Hammer Питер Кушинг, вместе с закадычным другом Кристофером Ли в роли второго плана и Майклом Гоффом (Michael Gough) в крошечной роли аукциониста. Ну а поставил эту историю еще один завсегдатай Hammer Productions, талантливый оператор, но, к сожалению, весьма посредственный режиссер, Фредди Францис.

Коллекционеру и исследователю всего оккультного, доктору Кристоферу Мэйтлэнду, предлагают купить череп Маркиза ДеСада, заломив за него безумную цену. В сомнениях по поводу его аутентичности, Кристофер делится информацией со своим другом-коллекционером сэром Мэтью Филипсом, который предостерегает доктора Мэйтлэнда от покупки "сувенира", незадолго до этого украденного у него самого. По словам Мэтью, череп обладает демонической сущностью, поэтому он был весьма рад его исчезновению. Не послушавшись друга, любознательный Кристофер завладевает черепом маркиза, о чем, разумеется, довольно быстро жалеет...

На бумаге, возможно, эта история читается неплохо, но запечатленная на пленке смотрится "не очень". И даже не потому, что весьма банальна и предсказуема, а потому, что очень сложно адекватно перенести на экран процесс "овладевания" черепом сознания очередной жертвы, который словами описать, как раз, нетрудно. А вот в кино приходиться прибегать к однообразным крупным планам и "зумам" черепа, подсвеченного разноцветным мерцающим светом под экспериментально-какофоническую музыку авангардной композиторши Элизабет Лютьенс (Elisabeth Lutyens). Смотрится это все довольно смешно, особенно "креатив" Фредди Франциса, который лично я назвал "взгляд черепа", - съемки сцены объективом, на который нацепили нашлепку с треугольным носом и глазницами.

Но особенно меня убил третий акт ленты, когда на протяжении получаса на экране не произносится ни слова, зато под разными ракурсами повторяются одни и те же действия и сцены, - "левитирование" черепа, всполохи разноцветного света и дрожание антуража, на фоне которого Питер Кушинг с безумными глазами пытается не убить свою жену. Помогает ему в этом, разумеется, распятие (как же без него!), а так же недюжинный талант и актерский опыт, ибо другой артист на его месте наверняка бы прокололся, но Питер вытянул.

И Кристофер Ли, разумеется, тоже вытянул, чего не скажешь о Фредди Францисе, который никогда особым креативом в режиссуре не отличался, а тут и вовсе переплюнул самого себя, используя одни и те же фишки по множеству раз лишь с незначительными изменениями. "Взгляд черепа", кстати, он впоследствии воспроизвел в другой похожей ленте под названием "The Creeping Flesh" (1973), но там хотя бы монстр был, а тут и его нет. Тут есть лишь разноцветно подсвеченный череп, должный, по мнению режиссера, одним своим видом внушать зрителям страх и ужас. Не внушает... ну хоть убей! А вот зевоту или снисходительную усмешку вызывает часто, этого не отнять :)

Поклонникам классического британского хоррора и закадычных мастодонтов Кушинга и Ли смотреть это кино, конечно, надо, но не ради удовольствия, а лишь "для галочки". Ибо зрелище у Фредди Франциса получилось хоть и профессионально снятое, но абсолютно бескровное (65-й год все-таки) и скучное. Однако справедливости ради надо сказать, что я вообще не очень понимаю, как эту камерную историю можно было снять живее, оставаясь, при этом, близким к литературному первоисточнику. Если только полностью ее перелопатить, но этим должен заниматься сценарист, а совладелец Amicus Мильтон Субботский (Milton Subotsky), написавший для не сценарий, явно тяготел к первоисточнику, вот мы и получили...