После череды продюсерских работ, в результате которой свет увидели, в частности, классические фильмы Стюарта Гордона "Реаниматор" и "Извне" (Re-Animator (1985) и From Beyond (1986)), Брайан Юзна наконец-то решил попробовать себя и в режиссуре, для чего выбрал безумный сценарий Рика Фрая и Вуди Кейта (Rick Fry и Woody Keith, впоследствии также написали сценарий для второй режиссерской работы Юзны, "Невесты Реаниматора") под невинным, казалось бы, названием "Общество". Однако за милым названием скрывалось не только безумие параноидальной конспирационной теории, но и тонны извращенных сексуальных фантазий, выполненных в самом отвратительном и непривлекательном для "простого человека" ключе.

Билл Уитни - сынок богатых родителей из Беверли Хиллз, однако у него серьезно прогрессирует паранойя, и мама с папой прописали Билли ходить к психоаналитику, доктору Кливленду. На психоаналитических сеансах Билли рассказывает доктору про свои страхи и подозрения относительно своей семьи, ведь ему кажется, что его родственники совсем не те, за кого себя выдают, и что скорее всего он был усыновлен. И надо сказать, что у Билла были все подозрения так думать, однако реальность оказалась куда кошмарней даже самых страшных человеческих кошмаров...

По сути дела, сценаристы этого фильма, ну и Юзна разумеется, взяли известную идею о том, что богатое высшее общество - это свой отдельный класс существ, которые эксплуатируют все низшие классы, и довели эту предпосылку до абсурда, обыграв ее буквально. По версии Юзны, богатеи действительно совсем другой КЛАСС (в биологическом смысле) существ, которые образуют свое узкое сообщество, в которое нельзя войти "людям со стороны" (можно таковым лишь родиться), а представители "обычной человеческой породы" для них лишь пища, за счет которой богатеи могут продолжать свое существование и поддерживать собственную власть. Предпосылка, прямо скажем, довольно необычная и в чем-то даже смелая, так что за смелость идеи Юзне можем смело ставить "пять".

Однако реализация этих идей немного подкачала, хотя большинство огрехов вполне безболезненно можно списать на недостаточность опыта, ведь этот фильм - дебют. Картина очень резво берет старт и буквально в течение первых пяти минут зритель прекрасно понимает, что в доме у Билли происходит "что-то не то", однако дальше действие начинает буксовать, пытаясь вырваться из пут ненужных диалогов и проходных эпизодов, и "возвращается на рельсы" лишь под конец, как раз к шокирующей развязке - одной из самых необычных и запоминающихся массовых оргий в истории мирового кинематографа. Именно в сцене этой оргии были в основном задействованы таланты мастера по спецэффектам и гриму "Screaming Mad George", который создал действительно впечатляющий и очень неприятный грим в настолько сюрреалистическом и отталкивающем ключе, что любой, посмотревший этот фильм хоть раз, запомнит финальные пятнадцать минут на всю оставшуюся жизнь.

В отличие от "ultra-disturbing" спецэффектов, актерская игра в картине не особенно запоминается, и хотя актерский состав подобран весьма неплохо и есть пара известных лиц, видно, что актеры, что называется, "отбывают повинность" и совсем не "прутся" от того, что им приходится разыгрывать на экране. Это еще один минус ленты, помимо серединной "пробуксовки действия". Что же касается кинематографии, то снято все довольно-таки неплохо, но опять же - без выдумки, стандартно, "по-академически", хотя именно такие фильмы подразумевают необычность подачи материала не только с помощью спецэффектов, но и техники съемки. Что же касается музыкального оформления, то особенно умильно слушается заглавная песенка "Eton Boating Song", исполняемая детским хором нежных голосов и являющаяся официальным гимном престижного Итонского Колледжа. Цинизма и социальной издевки Юзне явно не занимать! :)

По сути дела, "Общество" является абсурдной социальной сатирой, а не "фильмом ужасов", и на уровне сатирическом работает весьма неплохо, несмотря на свои очевидные недостатки. Нынче такого кино уже давно не снимают, и данный фильм является "динозавром" ушедшей от нас эпохи разгульных кино-проектов восьмидесятых, когда на экране возможно было абсолютно все. Этот фильм безоговорочно понравится большим поклонникам сексуально-патологических извращений и просто людям со своеобразным "чувством прекрасного", в то время как "мэйнстримовая публика" вряд ли проникнется. В любом случае, лента уже давно занимает в истории кино свою особую нишу, и если вы хотите быть кинообразованным человеком - как минимум единожды ознакомится с картиной все-таки стоит...