Звезда молодого канадского режиссера Дэвида Кроненберга на жанровом небосклоне взошла еще в семидесятых, но настоящего признания и международного успеха он добился лишь в начале восьмидесятых, с выходом "Сканнеров"...

В альтернативном мире фильма Кроненберга живут так называемые "сканнеры" - люди с чрезвычайно мощными психокинетическими способностями. Без специальной помощи это люди довольно жалкие, опустившиеся безумцы, сходящие с ума от постоянного гула чужих голосов в их головах, но с помощью доктора Рута и его лекарства, подавляющего телепатическое поле, они могут избежать безумия и научиться управлять своими способностями. Доктор Рут работает на могущественную корпорацию ConSec (кто бы сомневался, власть ВОЕННЫХ корпораций и все дела... ;)), которая и производит лекарство, но определенные силы в совете директоров которой хотят закрыть его программу по "адаптации" сканнеров. Однако делать это явно преждевременно, ибо существует "сканнерное подполье" под руководством властолюбивого безумца Дэррила Ревока, обладающего невероятной психической силой (способной разрывать человека на куски) и столь же неуемными амбициями мирового доминирования. Противостоять планам Дэррила во всем мире может лишь один человек, недавно обнаруженный и спасенный доктором от безумия Кэмерон Вэйл, сканнер необычайной "мощности", которому предстоит проникнуть в подполье и уничтожить его лидера...

Наверняка я скажу сейчас большую крамолу, ведь это мегакультовый фильм суперпопулярного в определенных кругах Кроненберга, но... это идиотская, скучная и совершенно невыразительная картина! Да-да, господа, вы не ослышались, именно что идиотская, и очень, доложу я вам, скучная. И, что самое смешное, не смотря на свою славу "кровавой", практически бескровная и в изобразительном плане невыразительная. "Что такое", спросите вы "в изобразительном плане невыразительная?". Да то и есть - блеклая (видимо, нарочито) картинка, скучный монтаж (а местами так и просто хреновый, что особенно бросается в глаза в немногочисленных экшн-сценах) и банальные ракурсы камеры. Местами, своей подачей материала фильм вообще смахивает на телевизионное "мыло". Теперь по поводу крови. Когда в разговоре всплывает название "Сканнеры", то самая первая ассоциация с этим фильмом - знаменитая сцена взрывающейся головы. Спорить не буду, сцена по всем параметрам отличная, и в 1981-м году вполне себе революционная, но... помимо нее и парочке других эпизодов особой крови или экшна в этом фильме больше и нет. Ну да, еще постреляли из шотганов тут и там, засыпали искрами компьютерный зал и взорвали телефонную будку, ну и самая концовка фильма демонстрирует кой-какие интересные эффекты - на все про все от силы пять-десять минут, из ста трех... "А что же", спросите вы, "происходит в оставшихся девяноста минут с копейками?". "Да ничего, в общем-то, и не происходит", отвечу я вам. Нет, то есть все это время вы наблюдаете не черный экран, разумеется, - немногочисленные персонажи мило друг с другом общаются, перемещаясь из одной локации в другую, что-то там промеж себя обсуждают, докапываются до сути вещей и т.п. Но смотреть на это все, скажу я вам, - занятие довольно скучное, а уж если зритель начнет и сам вникать в происходящие на экране события, то от их конкретной идиотии он будет лишь хмыкать, а не с серьезным видом переживать за судьбы мира. Причем господин Кроненберг явно пытается гнуть свою любимую линию "bodymodifications", сыпет философскими отсылками, типа, заставляет зрителя задуматься, но, видя ударный эпизод проникновения сканнера в компьютерную систему корпорации через прижатую к уху трубку в одиноко стоящей телефонной будке ("Ghost in the Machine" Рэйчел Талалай нервно курит в сторонке), зритель в лучшем случае выпучивает глаза от недоумения, а в худшем - просто громко и обидно хохочет, и ни о какой "философской подоплеке" этого кина уже не думает. Ну а когда в конце фильма главный герой узнает всю "скрытую подноготную", то тут уж даже индийское кино с его родинками отдыхает - происходит настолько откровенный в своем идиотизме трэш-угар, что ни в сказке сказать, ни пером описать. При этом актеры старательно делают серьезные лица, и, "вжившись в образ", несут с экрана несусветную чушь, не моргнув глазом. Еще не лысый Майкл Айронсайд, правда, как всегда хорош в роли негодяйского психопата, но все остальные участники постановки, включая главного героя, как будто постоянно сидят на транквилизаторах - настолько их "перформанс" однообразен, анемичен, скучен и безлик. "Оскаров" за такую игру уж точно не дают, зато дают кой-какие награды (Saturn) за неплохие спецэффекты, но, очевидно, не актерам и не Кроненбергу, а ветерану Голливуда, гримеру Дику Смиту (Dick Smith), который действительно в некоторых эпизодах "Сканнеров" постарался на славу...

Стоивший значительные в то время (особенно для Канады) три с половиной миллиона, фильм собрал в Штатах более четырнадцати, катапультировав Кроненберга в "категорию A", и подготовив почву для двух сиквелов, снятых подряд друг за другом через десять лет. Сиквелы эти были еще хуже оригинала (куда уж хуже?), эксплуатируя, по сути, тот же самый сценарий с небольшими вариациями, и не произвели ни особого фурора, ни собрали значительных денег. Но на этом в Голливуде кое-кто не успокоился, и в 1994-м году нас "порадовали" ответвлением от серии под названием "Сканнер Полицейский" (Scanner Cop), аж в двух частях! Думаю, про качество этих фильмов говорить уже и вовсе ничего не стоит... ;)

Конечно, "Сканнеры" уже давно культовая классика, и ознакомиться с картиной нужно обязательно, хотя бы в образовательных целях, но вот любить ее - увольте, лично меня никто не заставит...