Молодая журналистка местного телеканала, снимая репортаж о работе пожарников, выезжает с ними на ночной вызов, поступивший от соседей старушки, у которой, судя по всему, случился приступ. Вооруженные не шлангами, а инструментом для вскрытия дверей, пожарники с двумя полицейскими проникают в квартиру старой женщины и находят ее в окровавленной ночнушке стоящей в дальней комнате. А когда один из полицейских попытался успокоить женщину, явно находившуюся в состоянии аффекта, она неожиданно набросилась на него, попытавшись прокусить шею. В шоке, раненого стража порядка спустили на первый этаж, но оказалось, что вынести его из дома невозможно, потому что он окружен муниципальными службами быстрого реагирования, действующими по инструкции "ЯХР" - на случай ядерной войны, химического или радиационного заражения. По ним, все здание оцепили карантинным кольцом, а его жителей через громкоговорители попросили соблюдать спокойствие и не пытаться выбраться из дома самостоятельно. Но какое там спокойствие, когда вокруг постоянно появляются новые жертвы и вскоре ситуация совершенно выходит из-под контроля, не оставляя журналистам и шанса на спасение...

Режиссеры этой ленты всегда работали в жанровом кинематографе, и некоторые их фильмы вполне известны (у Хауме Балагьеро это "Тьма" ("Darkness, 2002), а Пако Плаза наиболее известен "Ромасантой" ("Romasanta", 2004)), но настоящий прорыв у них случился лишь с объединением усилий и выходом "Репортажа", который не только моментально стал европейской жанровой сенсацией, но и заработал кучу престижнейших наград и номинаций. И на то объективно были все причины, ибо фильм у них получился если и не революционным, то уж точно наиболее полно и грамотно эксплуатирующим эстетику "репортажной съемки". При этом не стоит путать концепцию "найденных пленок", которая впервые появилась в "Холокосте Каннибалов" ("Cannibal Holocaust", 1980), стала известна всему миру после "Ведьмы из Блэр" ("The Blair Witch Project", 1999) и достигла своего мегабюджетного апогея в недавнем "Кловерфильде" ("Cloverfield", 2008), и идею "репортажной съемки", ибо эти два концепта хоть и похожи, но их внутренняя механика, все-таки, разная. В случае с "найденными пленками" у нас есть некая предыстория, в канву которой вплетены определенным образом смонтированные "найденные кадры", в то время как в "репортажном фильме" все события разворачиваются прямо перед вашими глазами "в реальном времени", делая зрителя, по сути, соучастником событий. Именной такой подход избрали для своего шедевра (да да, не побоюсь этого слова, именно ШЕДЕВРА!) талантливые испанские кинематографисты, отполировав эту концепцию до блеска и заставив зрителей поверить в то, что они смотрят настоящий телевизионный репортаж с места событий, ибо снято все исключительно реалистично! Для достижения этого эффекта пришлось, разумеется, очень сильно постараться, для чего режиссеры отказались от каких-либо декораций (снимали все в настоящем доме и настоящей пожарной части с участием настоящих пожарных), наняли для своего проекта неизвестных, но очень талантливых, актеров, которые в буквальном смысле слова не знали, что будет происходить с ними в следующую секунду. В начале очередного съемочного дня (а снимали все, естественно, в хронологическом порядке) им просто выдавали небольшие листочки с общим описанием текущего момента и базовыми репликами, после чего им предстояло реагировать на разворачивающиеся события, большая часть из которых была для них совершенно неожиданной. Благодаря этому мы наблюдаем неподдельные людские реакции - настоящее удивление, шок, страх, агрессию и панику, что делает картину исключительно эффектной и очень эффективной в психологическом плане. Впрочем, эффектна она и во всех остальных планах, так как лично я не могу ни к чему в ней придраться. Гиперреализм ленты - потрясающий, актерская игра - вне всяких похвал, напряжение неизвестности и саспенс - зашкаливает, страх - постоянный, а концовка... концовка любого заставит обмочиться от страха, ну кроме разве что уж самых "толстокожих" граждан. Особо впечатляет при этом именно реалистичность съемок ручной цифровой камерой, которую держал в руках настоящий оператор ленты, ставший в ней невольным актером, Пабло Россо (Pablo Rosso), и исключительно грамотное использование ее возможностей для нагнетания не просто страха, но настоящего УЖАСА! Поверьте, мало какие фильмы НАСТОЛЬКО ГРАМОТНО работают с выбранной для их создания медийной средой (в нашем случае это цифровое видео), и этот проект без сомнения является прорывом в "репортажном" стиле, даже без привязки к его жанровой составляющей.

А уж если говорить еще и про его жанр, тогда вообще можно захлебнуться от восторга, ибо "Репортаж" является образцом идеального фильма-ужасов - интересного, динамичного, напряженного, действительно ПУГАЮЩЕГО и с исключительно эффектным "поворотом" в самом конце. То есть такого, каким и должны быть, по идее, фильмы этого жанра, но которых, на самом деле, не так уж и много. Разумеется, в поджанре "зомби-фильмов" этот проект просто обречен на сравнения с творением старика Ромеро "Дневники Мертвецов" ("Diary of the Dead", 2007), снятом в похожем ключе, хотя испанцам удалось презентовать свою работу чуть раньше культового Джорджа, 29- го августа на Venice Film Festival против сентябрьского (8-го числа) показа "Дневников" на Toronto Film Festival. Хотя обе ленты и снимались практически одновременно, никакого плагиата ни с одной из сторон не было, так как изменившийся мир и способы представления визуальной информации в нем вызвали похожие идеи сразу у многих творческих людей, что наглядно показал недавний всплеск подобных фильмов. Впрочем, как я уже говорил, "Репортаж" сделан несколько в ином ключе чем "Дневники" и "Кловерфильд", хотя сходство с последним лично мне особенно бросается в глаза.

Разумеется, как это часто бывает с успешными лентами, почти сразу же после выхода фильма в прокат заговорили о создании сиквела, и слухи эти не были беспочвенными, так как Хауме Балагьеро и Пако Плаза действительно засели за написание сценария к сиквелу, который должен выйти в 2009-м году. И если в Европе фильм собрал отличную кассу, то в Штатах его прокатная судьба сложилась удивительным образом, точнее, вообще не сложилась, ибо функционерам из SONY/Columbia настолько понравился испанский оригинал, что они приобрели права на выпуск ремейка, решив саботировать североамериканский прокат ленты. При этом, с режиссерами и сценаристами "Репортажа" никто даже не консультировался, и они узнали о ремейке лишь из Интернета, после чего эту информацию им подтвердили и испанские продюсеры FILMAX, решившие срубить легких денег со своих заокеанских коллег. Те же, в свою очередь, здраво рассудили, что если прокатывать испанский оригинал в Штатах ПЕРЕД выходом их собственного ремейка под названием "Карантин" ("Quarantine", 2008), то сравнения могут быть не в пользу последнего, да и народ не пойдет смотреть одну и ту же историю два раза. Поэтому "[REC]" в Штатах не прокатывался и ни в каком виде не издавался, зато "Карантин" с бюджетом в двенадцать миллионов долларов (против полутора миллионов евро у оригинала) дебютировал 10-12 октября на втором месте бокс-офиса с результатом в четырнадцать с небольшим миллионов, собрав за сорок дней штатовского проката около тридцати одного миллиона, плюс четыре с половиной за границей. Что же касается американского издания "Репортажа" на DVD, то Sony обещает выпустить оригинальную ленту вместе с их ремейком в начале следующего года, но явно без какой-либо промо-поддержки и с минимальным количеством дополнений (если вообще на диске что-то будет, кроме трейлера), ведь им надо активно продавать и собственный продукт...

"Репортаж", безусловно, является серьезным жанровым событием на европейской киносцене и одним из самых оригинальных и эффектных фильмов последнего времени, который обязаны посмотреть все без исключения любители кино, просто потому, что это настоящий шедевр. Такие мощные фильмы, уж поверьте, снимают нечасто, а посему пропускать его - настоящее преступление для киномана...