В золотой век классических слэшеров вышло немало выдающихся фильмов, и “Pieces” успели выпустить в то время, когда поджанр еще был очень востребован и даже не самые лучшие картины вполне могли обрести популярность. К счастью, эта лента не просто так имеет статус культа и обладает рядом неоспоримых достоинств, значительно перевешивающих недостатки.

Любопытно, что режиссер не американец, а испанец Хуан Пике Симон, и “Pieces” одна из его наиболее известных, если не самая известная работа. Заинтересовавшись сценарием под названием “Jigsaw”, который предложил Симону продюсер ленты Стивен Минасян (Stephen Minasian, впоследствии спродюсировавший еще один известный слэшер, “Slaughter High”, 1986), испанец решил его немного доработать, заодно изменив название. Между прочим, к сюжету приложил руку и сам Джо Д’Амато (Joe D'Amato), предпочевший скрыться под псевдонимом John Shadow. Съемки картины полностью прошли в Мадриде, а некоторые видеоматериалы были позаимствованы из “Supersonic Man” (1980), одной из прошлых работ Симона. Из-за ограниченного бюджета, а также необходимости увеличить хронометраж, многие диалоги импровизировались уже в процессе съемок, а саундтрек был взят бесплатно из "CAM", итальянской музыкальной библиотеки, с которой продюсеры договорились еще до начала работы над лентой, хотя некоторые композиции позаимствовали еще из саундтрека к фильму “Solamente Nero” (1978), авторства Стельвио Чиприани (Stelvio Cipriani). Этот вариант не устроил Симона, и для испанской версии фильма он заказал абсолютно новое музыкальное сопровождение у композитора Либрадо Пастора (Librado Pastor), причем заплатил за него из собственного кармана. По мнению многих фанатов, синтезаторные композиции из "CAM" подходят фильму больше, способствуя нагнетанию атмосферы, тогда как музыка Пастора больше напоминает мелодии из giallo.

Тут стоит заметить, что в “Кусках” вообще немало позаимствовано из “желтых” фильмов, и даже если не брать во внимание испанскую версию, то образ маньяка – классический: черные перчатки, шляпа и тяжелое дыхание в наличии. Однако, как утверждал Симон, вдохновлялся он при создании злодея в первую очередь старыми черно-белыми сериалами и Тенью, персонажем комиксов художника Майка Калуты (Mike Kaluta).

Завязка ленты типична для классического слэшера 80-х. Во времена второй мировой войны мать застает сына за складыванием эротического паззла. Не выдержав последовавшей за этим истерики он убивает ее топором, а затем прячется в шкаф, таким образом обезопасив себя от всех подозрений. Спустя 40 лет в университетском городке Бостона начинаются загадочные убийства, всех без исключения жертв которых находят расчлененными. Расследовать дело предстоит лейтенанту Брэкену, которого сыграл Кристофер Джордж, известный любителям слэшеров по роли тренера в “Graduation Day” (1981), и студенту Кендэллу. Позже к ним присоединяется уставшая от скучной работы с бумагами девушка Мэри Риггс. Никаких неожиданных поворотов не предвидится, а все подозрения, естественно, наводят на непричастных к делу людей ;)

Однако слэшеры смотрят вовсе не из-за сногсшибательного сюжета, а по другим причинам, - люди хотят кровавых впечатляющих убийств и, по возможности, обнаженных женских тел. В "Кусках" все это есть в наличии, ибо Симон хотел показать зрителю особенно кровавые подробности, и не погнушался одеть женское платье на свиную тушу ради правдоподобности показа одной из сцен резни. В другом эпизоде оружие проходит в опасной близости от тела актрисы, так что процесс на экране выглядит довольно опасно. Вообще, в картине кровь хлещет фонтанами в буквальном смысле, причем использовался не какой-нибудь сок, а настоящая кровь и внутренние органы животных со скотобойни, поэтому всем поклонникам насилия можно смело порекомендовать ознакомиться с “Кусками”, тем более что и разрубленных конечностей кинематографисты тоже не жалели. Сам Хуан Пике Симон утверждал, будто хотел добиться схожести с постановками театра Гран-Гиньоль и избавиться от моментов, где действие прерывается и зрителю приходится додумывать детали самому. Здесь это, разумеется, тоже иногда приходится делать, но режиссер постарался компенсировать все литрами крови. Во время съемок бензопила однажды находилась так близко от своей "жертвы", что актриса обмочилась, а Симону это настолько понравилось, что во время монтажа он вставил именно этот дубль в итоговую версию своей ленты. Помимо кровавого насилия пару раз в кадре появляются и голые девушки, так что с этим тоже все в порядке. Более того, режиссер умудрился засунуть в фильм и мужскую обнаженку, объяснив это тем, что считал такой ход абсолютно логичным и обойтись без которого было ну никак нельзя.

Чтобы растянуть хронометраж до необходимого минимума, режиссер шел на разнообразные уловки: показать занимающихся в фитнес-зале девушек, или даже учителя боевых искусств (один из самых нелепых и спонтанных моментов в фильме). В сочетании с не блистательными диалогами получается абсолютно классический слэшер, тэглайн которого, "Pieces... It's exactly what you think it is!", крайне меток. Недаром даже Илай Рот (Eli Roth) называет “Куски” шедевром дешевых слэшеров ранних 80-х, актерская игра в котором местами вполне неплоха (Кристофер Джордж), а местами ужасно фальшива (истерика Линды Дэй), но в целом сносна для такого рода фильмов. Мне, впрочем, неизвестно, осознанно ли один из второстепенных персонажей (садовник) показывает просто невообразимую мимику, которая смотрится настолько смешно, что его короткая роль становится чуть ли не самой запоминающейся во всей картине.

Для которой планировался даже сиквел, но съемки оного, впрочем, по разным причинам так и не начались. Что же касается этой ленты, то посмотреть ее в обязательном порядке стоит не только поклонникам слэшеров, но и всем любителям "ужасов", поскольку это один из лучших представителей жанра. Рекомендую я, при этом, именно американскую версию (с проката которой режиссер не получил ни цента, поскольку дистрибьютор, как ему сообщили, сбежал с деньгами в Бразилию ;)), хотя это, разумеется, дело вкуса. Ясно одно, в наши дни такого уже практически не делают, и единственная близкая по духу к старым слэшерам вещь, которую я видел, это фальшивый трейлер “Thanksgiving” Илая Рота. Именно поэтому такая классика в наше время должна цениться вдвойне.