Двое астронавтов просыпаются после долгого периода анабиоза на огромном космическом корабле, не помня, кто они такие и какова их миссия. Но память постепенно возвращается, и вскоре им становится ясно, что за время их сна с кораблем и его экипажем случилось что-то ужасное. Однако небольшой шанс на спасение у них все-таки есть, и один из проснувшихся его упускать не намерен...

Давненько нас не радовали качественным космическим хоррором, пожалуй, со времен "Горизонта Событий" Пола Андерсона (Paul W. S. Anderson's "Event Horizon", 1997), контора которого, Impact Pictures, и сняла эту ленту совместно с немецкой Constantin Films. И вот теперь, по прошествии более десяти лет с момента выхода и коммерческого провала "Горизонта", история повторяется. Вообще, жанру космического хоррора по большому счету никогда не везло, и проще перечислить в нем коммерчески успешные фильмы (на ум сразу же приходит франшиза "Alien"), чем многочисленные кассовые провалы. При этом объективных причин для такого расклада, вроде бы, и нет, так как космическая фантастика почти всегда собирала хорошую кассу, ну а про хоррор и говорить нечего. Но как только происходят попытки скрестить эти два жанра - пых, и в большинстве случаев пустой выхлоп. Почему? Да хрен его знает, возможно, во всем виноваты маркетологи студий, которые попросту не знают как такие проекты продавать, ведь подобная ситуация существует и в другом "гибридном" жанре - хоррор-комедии. Самое удивительное, при этом, что качество самого фильма на его кассовый потенциал почти никак не влияет, и многие проекты, провалившиеся в прокате, впоследствии получали дивиденды в виде культового статуса и неплохих продаж на видео. Такая же судьба, судя по всему, уготована и "Пандоруму", который при бюджете в сорок миллионов стартовал в американском прокате с шестого места со смехотворными сборами в четыре с половиной миллиона. Ну а на вторую неделю он и вовсе вылетел из топовой десятки, заработав в итоге жалкие девять с половиной миллионов.

При этом, качество картины - на высочайшем уровне, да и на главные роли взяли не последних в Голливуде артистов, самым известным из которых, разумеется, является Деннис Куэйд. Играет он, как, впрочем, и всегда, бесподобно, но даже Деннис меркнет на фоне молодого таланта Бена Фостера, который тут удивительно похож на еврокультового актера Джиованни Ломбардо Радиче (Giovanni Lombardo Radice), прямо одно лицо, честное слово! А заправляет ими другое молодое дарование, режиссер Кристиан Альварт, получивший известность четыре года назад с выходом его дебютной ленты "Antibodies" (2005), с ходу заработавшей аж шесть призов на международных фестивалях, правда, не первого ранга. Помимо призов, "Антитела" получили и отменную прессу, а самого Альварта объявили "новым лицом немецкого кино", которое, впрочем, довольно быстро метнулось в Голливуд, где режиссера буквально завалили проектами. Так, помимо "Пандорума", в этом году у него выходит еще один хоррор под названием "Дело 39" ("Case 39"), который у нас уже прокатился, а в Штатах должен пойти в конце года. Черпая свое вдохновение в жанровом кино восьмидесятых, Кристиан Альварт очень удачно обыграл в "Пандоруме" многие классические элементы фантастического хоррора, вроде пустынных индустриальных коридоров громадного космического корабля, в темных углах которых обитает нечто ужасное, или клаустрофобию замкнутого пространства, выхода из которого нет, или паранойю одиночества, когда человеку кажется, будто вокруг него скользят невидимые тени неких существ. Впрочем, существа тут есть, и довольно конкретные. А еще тут есть реальный хоррор (правда, не очень много и лишь в первой половине фильма), отменный экшен, закрученные сюжетные повороты, держащие интригу до самого конца, и замечательный актерский бенефис Бена Фостера, на подхвате у которого работает сам Деннис Куэйд! Не обошлось в "Пандоруме", разумеется, и без явных логических неувязок, очевиднейшая из которых ждет зрителя в самом конце, но общей картины фильма это нисколько не портит, ибо по всем остальным параметрам он идеален. Идеальный космический хоррор как он есть - страшный и захватывающий одновременно!

Американские зрители и критики, впрочем, с этим тезисом явно не согласны, поэтому помимо смехотворных сборов фильм еще и "получил на орехи" от критики, что, впрочем, частенько случалось с будущими культами. А в том, что "Пандорум" им станет, лично у меня нет никаких сомнений. Не завтра, разумеется, и не послезавтра, но в обозримой перспективе - наверняка. Рекомендуется к просмотру как любителям грамотной космической фантастики, так и хоррора, благо, эти два жанра тут совмещены "в одном флаконе" ;)