В преддверии высадки американских войск в Нормандии в июле 1944-го, на территорию врага во Францию забрасывают группу воздушных десантников с заданием уничтожить радиовышку противника, подавлявшую коммуникации союзников. Во время непростой высадки почти все из них погибают, но оставшиеся в живых должны "кровь из носу" выполнить задание, и им удается благополучно пробраться на территорию небольшой деревни, на окраине которой располагалась их цель - старая церковь с построенной немцами радиовышкой. Однако очень быстро выяснилось, что под церковью находится не только командный центр радиосвязи, но и секретная лаборатория нацистов, где проводятся эксперименты по созданию сверхсолдат, "расходным материалом" для которых служили местные жители. Разрываясь между долгом и совестью, американские десантники решили своей диверсией убить сразу двух зайцев, - одновременно уничтожить и радиовышку, и подземную лабораторию. Но сделать это, как водится, оказалось очень непросто.
   "Давненько что-то у нас не было военного хоррора", - так, видимо, подумал несколько лет назад заслуженный голливудский продюсер и режиссер Джей Джей Абрамс (J.J. Abrams), придумавший вместе со сценаристом Билли Рэем (Billy Ray) очередную историю про жуткие военные эксперименты нацистов с налетом монстр-хоррора и зомби-фильмов. Ну а так как "это же сам Джей Джей Абрамс!", то с финансированием у него проблем не возникло и в начале 2017-го проект выкупила Paramount. А в мае того же года уже начались натурные съемки, что для Голливуда, в котором фильмы могут разрабатываться годами, а то и десятилетиями, очень нетипично. Но то ж ведь Абрамс, "уж он то говна не делает", подумали, наверное, фирмачи, отслюнявив на довольно рискованный со всех точек зрения проект аж 38 миллионов бакинских. На которые кинематографисты сняли действительно роскошное с технической и визуальной точек зрения зрелище, стараясь работать с минимальным использованием компьютерной графики и все больше "по старинке", со сложным гримом, аниматроникой и практическими эффектами везде, где это было возможно. Так, открывающая сцена неудачной высадки десанта была снята почти по-настоящему, с использованием полноразмерной модели самолета у которой реально взорвали переднюю часть, заставив каскадеров выпрыгивать через огонь для максимально реалистичной имитации воздушной катастрофы. Ну а "на земле" к работе приступила армия гримеров и аниматронщиков, создавшая в максимально отталкивающих деталях нацистских монстров и процесс их превращения в таковых. Все это, как вы понимаете, стоит немалых денег, и бюджет тут явно тратили рачительно, пустив его на спецэффекты, а не прайсовых звезд, хотя кое-кто из каста этой ленты и знаком современному "сериальному" зрителю, ибо большинство задействованных тут актеров "сериальные". Что неудивительно, зная с чего начинал Джей Джей Абрамс.
   Удивительно тут другое, - как, имея очевидную коммерческую "чуйку", господину Абрамсу можно было всерьез рассчитывать на широкий коммерческий успех этого проекта, в котором лично с моей точки зрения слишком много "голливудского лоска" для полноценного военного хоррора, и слишком много "жанрового R-rated жесткача" для широкой НЕжанровой публики. Получилось, в итоге, довольно странное зрелище. С одной стороны бравая ревизионистская псевдоисторическая военная агитка с политкорректным негром в главной роли (которые, на минуточку, в те времена вместе с белыми вообще не служили, ибо сегрегацию в американской армии официально отменили лишь в 1948-м, а неофициально она продолжалась аж до 1963-го), местами прилизанная и откровенно глянцевая, хотя иногда и брутально-кровавая. Ну а с другой стороны мы имеем очередную банальную историю про "зомби-наци" и прочие "оружия возмездия", которых наснимали уже мегатонны и которые похожи друг на друга как две капли воды. В данном конкретном случае мы имеем как "наци-монстров", - неудачных жертв экспериментов, так и полноценных "наци-зомби", а еще и "наци-недозомби" для полного, так сказать, комплекта. При этом характеры всех действующих лиц прописаны карикатурно-ходульно, а перестрелки сняты так, будто мы в очередную "КОЛДу" (Call Of Duty) играем. Вообще, влияние компьютерных игр тут налицо, и кроме "КОЛДы" можно еще вспомнить легендарную серию про замок Wolfenstein, потому что местами атмосфера этого фильма "снята" оттуда прям один в один. Равно как не избежал проект и многочисленных военных и хоррор клише, которые раскиданы тут щедрой рукой буквально повсюду, начиная от стереотипных персонажей с ситуациями, и заканчивая "jumpscare пугалками" с таким знакомым дизайном самих монстров.
   По сути, "Overlord" до мозга костей вторичен и не способен дать насмотренному зрителю ничего, что тот бы еще в подобном кино не видел. Сценаристы с режиссером просто скомпилировали все, что им, по-видимому, нравилось в военных и хоррор лентах, после чего запихнули эти части в один большой проект, на который им выделили нескромный бюджет. В итоге мы имеем роскошный по своему визуальному и техническому воплощению, но совершенно вторичный "A-level B-movie", который очевидно "не зайдет" ни жанровым фанатам, ни широкой публике. Что первый же прокатный уикенд нам воочию и продемонстрировал, ибо за первые три дня проката в Штатах лента собрала чуть больше десяти миллионов, и еще около девяти в остальном мире. Причем эти жалкие девять миллионов она собрала с 85% процентов всех территорий ее международного релиза, в итоге "за границей" наскребя лишь девятнадцать с половиной миллионов, и почти двадцать два миллиона итоговых сборов в Штатах. Разумеется, это не тотальный провал, потому что бывали в Голливуде релизы и намного хуже, но и не коммерческий успех, на который, очевидно, фирмачи рассчитывали. С точки зрения своего качества, безусловно, это качественная голливудская продукция, но явно не для широкого театрального релиза, что ее прокатные показатели, собственно, воочию и продемонстрировали. Гораздо лучше фильм "зайдет" на видео и Video-On-Demand сервисах, вроде Netflix, где его вполне есть смысл посмотреть под пивко хотя бы разок. На большее, к сожалению, "Оверлорд" не тянет...