Человек множества талантов, мексиканец Хуан Лопез Моктесума в родной стране известен как культовый радиоведущий и театральный режиссер, ну а в стане любителей жанрового кино его почитают за три независимых фильма, снятых им в семидесятых - "The Mansion of Madness" (1973), "Mary, Mary, Bloody Mary" (1975) и "Alucarda" (1978). Будучи другом авангардного режиссера Алехандро Ходоровского (Alejandro Jodorowsky), вместе с которым он поработал над двумя ранними картинами маэстро ("Fando y Lis" (1968) и "El Topo" (1970)), Хуан Лопез дебютировал в кино авангардно-театральным "Особняком Безумия", в основе которого лежал рассказ Эдгара Алана По "The System of Doctor Tarr and Professor Fether".

Молодой журналист Гастон ЛеБланк посещает клинику доктора Мэйларда, где он практикует совершенно новый, революционный метод лечения сумасшедших. Метод этот заключался в том, что безумцам предоставлялась полная свобода самовыражения, благодаря чему вся территория лечебницы превратилась в настоящий галлюциногенный вертеп. Вскоре, правда, выясняется, что доктор Мэйлард с его "методом" ни кто иной, как сумасшедший Рауль Фаргонад, поднявший бунт в лечебнице и ставший предводителем безумцев. А настоящий доктор, вместе с персоналом больницы, находится взаперти, в ее казематах...

Хотя действие фильма происходит в середине девятнадцатого века, его смысловое и визуальное наполнение моментально погружает зрителя в атмосферу "контркультурных" течений конца шестидесятых, начала семидесятых годов века двадцатого. Моментально на ум приходят работы Ходоровского, что не удивительно, зная его дружбу с Хуаном Лопесом, а также тот факт, что продюсером "Особняка" был Роберто Вискин (Roberto Viskin), сделавший реальностью такие фильмы Ходоровского как "Fando y Lis", "El Topo" и мегакультовую "The Holy Mountain" (1973). Помимо "продюсера Ходоровского" над фильмом еще поработал и "его" оператор, Рафаэль Коркиди (Rafael Corkidi), так что и в визуальном плане полнометражный дебют Моктесумы оказался очень похож на фильмы его друга. Но не стоит думать, что на эту картину оказало влияние исключительно творчество Алехандро, вовсе нет. Будучи известным театральным режиссером (и актером), Хуан Лопез привнес в свой фильм немало театральности, а уникальные визуальные образы ленты помогла реализовать известная художница-сюрреалистка Леонора Каррингтон (Leonora Carrington). Объединив в своем фильме легкие политические мотивы и социальную критику, фантасмагорическую черную комедию, откровенную эротику и насилие, Хуан Лопез сумел завоевать международных критиков, но не сумел найти своего зрителя, в результате чего этот фильм провалился в прокате как на родине, в Мексике, так и в Штатах. Впрочем, в обоих случаях на то были совершенно разные причины.

Изначально, в главной роли режиссер хотел видеть Питера Кушинга или Кристофера Ли, но для получения финансирования от мексиканских продюсеров требовалась известная локальная звезда, коей стал Клаудио Брук, с которым режиссер уже успел поработать на предыдущих проектах. Но для проката на международных территориях фильм изначально снимался на английском, а потом был не очень хорошо дублирован на испанский, что, разумеется, мало понравилось местной аудитории. Не понравилась ей и "артхаусная заумность" ленты с ее хитрыми аллюзиями и фантасмагорическими сценами, поэтому в Мексике особых денег этот фильм не собрал. Что же касается Штатов, где лента пошла тремя годами позже, то тамошний дистрибьютор переименовал ее в "Dr. Tarr's Torture Dungeon", а на зазывных плакатах обещал зрителям жесткий и кровавый секси-хоррор! Разумеется, когда зрители не увидели в фильме никакого особого хоррора, не говоря уже о жестком сексе и брутальном насилии, то и сборы моментально упали до нуля, убрав картину с экранов кинотеатров. Именно благодаря кислым прокатным сборам, этот фильм оказался на долгие годы забытым, не смотря на все свои творческие достижения и высокое качество. Не помогло ленте и определенное сходство с работами других признанных мэтров, таких как Ходоровский, Бюнуэль, Феллини, или, даже, Кен Рассел. Лишь через тридцать лет, уже в новом тысячелетии, этот фильм стал вновь доступен широкой публике, которая теперь уже наверняка оценит его по достоинству, ведь "Особняк Безумия", без сомнения, является очень важной и уникальной в своем фантасмагорическом сюрреализме работой. Разумеется, это никакие не ужасы, а очень талантливый и необычный "артхаус", который может заинтересовать самые широкие слои интеллектуальной публики. Ну и любители культа, разумеется, должны иметь этот фильм у себя в коллекции... ;)