Оригинальный "Маньяк" Билла Лустига (William Lustig) вышел без рейтинга в 1980-м и моментально заработал репутацию одного из самых жестоких и кровавых слэшеров того времени, во многом благодаря работе легендарного маэстро спецэффектов Тома Савини (Tom Savini). Снятый "партизанскими" методами всего за 350 тысяч долларов, в прокате фильм заработал более двух с половиной миллионов (и еще в два раза больше на видео), не смотря, а во многом и благодаря разгромной критике, которая назвала ленту "одной из самых отвратительных и рвотных картин современности". Финансовый успех картины не только запустил "легитимную" кинокарьеру Билла Лустига, до этого снимавшего лишь порно, но и сделал Джо Спинелла (Joe Spinell), сыгравшего в ней главную роль, намного более узнаваемым широкой публикой актером. Со временем "Маньяк" стал культовой классикой, на которой выросло уже не одно поколение жанровых режиссеров, включая талантливого француза Александра Ажа (Alexandre Aja), решившего, что пришло время его ремейка. А уж в ремейках Ажа большой спец, сняв их подряд аж три ("The Hills Have Eyes" (2006), "Mirrors" (2008) и "Piranha" (2010)), но в данном конкретном случае он выступил лишь в качестве ко-сценариста и одного из продюсеров, доверив "руль" своему давнему приятелю Фрэнку Калфуну с которым он уже снял один жанровый проект "P2" (2007). И господин Калфун, что называется, "доставил"!

Молодой парень Фрэнк - маньяк, снимающий с девушек скальпы и надевающий их на головы манекенам в семейной лавке. Однажды он случайно знакомится с арт-фотографом Анной, с которой у него завязывается нечто вроде отношений, но ненадолго...

Основная сюжетная линия оригинала в новой картине осталась без изменений, но все остальное сделано совершенно по-другому. Например, почти весь фильм, за исключением нескольких моментов, снят "от первого лица" и самого Элайджу Вуда мы видим исключительно в отражении. В результате этого приема эффект присутствия в картине потрясающий, и зритель в буквальном смысле влезает в шкуру убийцы, видя не только его поступки, но и психологические, а также физиологические страдания. Снять это получилось действительно очень мощно и настолько качественной и стильной "POV кинематографии", пожалуй, я еще ни разу не видел.

Не отстают от кинематографии и ультрареалистичные спецэффекты производства Rez-Illusion, которым удалось поднять реализм спецгрима до такой степени, что на некоторых особенно кровавых эпизодах зрители в зале с отвращением отворачивались, чего я не наблюдал уже давно. В данном вопросе ремейк повторяет достижения оригинала, выводя кровавый грим на новый уровень, на который выводит своего персонажа и Элайджа Вуд, создавая психологический портрет убийцы отличный от образа Джо Спинелла. В этом ему, впрочем, помогли сценаристы, прописавшие убийцу Фрэнка намного глубже и детальней, чем в оригинале, а также снабдившие маньяка необходимой для понимания его поступков детской травмой. Это, конечно, расхожий штамп про то, что все психологические проблемы серийных убийц родом из детства, но он до сих пор хорошо работает...

Сменив время (с восьмидесятых на современность) и место действия фильма с угрюмо-криминального Нью-Йорка на позитивно-солнечный Лос-Анжелес, авторы сыграли на контрастах, снабдив ленту атмосферно-восьмидисятнической музыкой Роба (Rob), турклавишника альтернативно-роковой банды "Phoenix", работающего также с известным во франции музыкантом Себастьяном Телье (Sebastien Tellier). Его музыка настолько органично вплетается в визуальную канву фильма, что не только является выражением эмоций, но и сама становится эмоцией и неотъемлемой частью "Маньяка", чем не мог похвастаться оригинал. Оригинал вообще с технической точки зрения мало чем мог, кроме грима, похвастаться, да и Билл Лустиг, при всем к нему уважении, режиссер весьма посредственный, в то время как Фрэнк Калфун человек явно талантливый, четко знающий не только что, но главное КАК снимать. И ремейк "Маньяка", с моей точки зрения, является идеальным примером того, как и какие именно фильмы нужно "ремейкировать", - фильмы, потенциал которых не был в свое время реализован из-за разных факторов, будь то бюджет, технологии или талант (точнее, частенько его отсутствие) их создателей. То бишь фильмы, которые действительно можно существенно улучшить, но не нужно переснимать ленты, в которых и так все идеально, например, "The Thing" (1982) Карпентера.

В данном конкретном случае я очень рад, что Ажа решил переснять "Маньяка", потому что у его команды получился настоящий шедевр и абсолютно нетипичный жанровый фильм, которому я бы дал определение art(house)-horror. Фильм, в котором настоящий брутальный хоррор завернут в интересную оболочку артхауса, а известный голливудский актер первого эшелона предстает в очень нетипичной и рискованной для себя роли маньяка-психопата, сыгранной им, как мне кажется, безупречно. Вообще, в этой картине, с моей точки зрения, безупречно все, и через некоторое время она займет достойное место в пантеоне культового кино, но в прокате ее наверняка ждет непростая судьба. На данный момент фильм "катается" лишь в некоторых странах Европы, а в Штатах его релиз намечен лишь на середину года, да и тот, "ограниченный", что может означать как несколько сотен, так и несколько десятков, а то и вовсе просто несколько залов. При более чем скромном бюджете в 6 миллионов долларов, впрочем, картина наверняка не только окупится, но и принесет гарантированную прибыль, а значит старания Александра Ажа и Ко были не напрасны, и лично я с нетерпением жду его новых проектов. Потому что Александр один из немногих жанровых энтузиастов в Европе и Голливуде, способный производить действительно нужные и качественные ремейки.