Работяга-лесоруб Ред спокойно жил в уютном лесном коттедже со своей возлюбленной Мэнди, пока ее не похитила банда заезжих культистов во главе с самопровозглашенным "духовным гуру" Джеремией Сэндом, державшем своих адептов в подчинении с помощью наркотиков, секса, и личной харизмы. Которая, впрочем, не подействовала на похищенную Мэнди, и девушка рассмеялась в лицо нелепому гуру, даже находясь под действием принудительно вколотой ей наркоты. Что вызвало, разумеется, гнев Джеремии, приказавшего сжечь Мэнди на глазах у избитого и привязанного железной проволокой к дереву Реда. Который, с трудом освободившись и наспех замотав раны, выковал себе суперстильный топор, после чего забрал у своего друга арбалет и отправился на мотоцикле мстить своим обидчикам. И месть его была сурова...
   Если вкратце, то этот фильм получился у Паноса Косматоса "восьмидесятее" самых стильных и знаковых фильмов восьмидесятых, и его можно сравнить с ожившим саундтрэком лучших представителей популярного в последнее время "ностальгического" музыкального жанра synthwave/retrowave/horror synth. Потому что восьмидесятые сквозят буквально из каждого кадра и каждого звука "Мэнди", начиная от зернистой пленки с приглушенными всполохами психоделических цветов, и заканчивая обволакивающими синтезаторными пассажами и дисторшированными гитарными риффами, создающими тягучую атмосферу кошмарного потустороннего. Если честно, то даже у признанных мастеров не всегда получается настолько точно передать "дух эпохи", а у сына Джорджа П. Косматоса (George P. Cosmatos, известный нашей публике по таким легендам видеосалонов как "Rambo: First Blood Part II" (1985) и "Cobra" (1986)) это получилось уже во втором полнометражном фильме. Причем, в своей картине этот "дух восьмидесятых" он сделал еще "душистее", собрав в "Мэнди" множество самых расхожих сюжетных и визуальных ходов, или, если угодно, штампов той эпохи.
   По сути, его лента состоит сразу из четырех "мини-фильмов", а именно: истории очередного психованного культа, завязанного на сексе, наркотиках и харизматичной личности неудавшегося музыканта, что очень смахивает на историю "коммуны" Мэнсона (Charles Manson); "revenge-movie" с элементами "road-movie" доведенного "до ручки" Реда; "biker-movie" с участием байкеров из ада, напоминающих своим внешним видом сенобитов (Cenobite); и психоделические фильмы восьмидесятых про "чистое зло" с ненавязчивыми элементами фантастики. А еще весь этот винегрет разбавлен анимационными вставками а-ля "Heavy Metal" (1981). И это я перечислил лишь явные поджанровые части единого целого, в то время как в фильме есть еще множество отсылок к конкретным лентам, вроде "Пятницы 13-е" или второй "Техасской Резни" ("Friday the 13th" (1980), "The Texas Chainsaw Massacre 2" (1986)).
   Разумеется, "перевосьмидесятить восьмидесятые" было бы невозможно без правильной визуальной подачи, и тут Панос Косматос показал себя как мегапрофессионал, задействовав буквально ВСЕ элементы жанрового кино той поры, начиная со съемочного оборудования и заканчивая "практическими" спецэффектами. Снимался фильм на "честные 35 миллиметров" кинокамерами Arri Alexa с использованием анаморфированных объективов Panavision, благодаря чему картинка приобрела не только ультраширокий формат 2.35:1, но и "здоровую зернистость", особенно в недоосвещенных сценах. Явно стараясь придать своей ленте "потустороннюю психоделичность", режиссер вовсю использует различные монтажные и post-production техники той поры, превращающие некоторые эпизоды фильма в откровенный "bad trip" с очень мрачными визуальными элементами. Хотя, если говорить на чистоту, то весь фильм и является для его протагониста и для зрителя одним долгим ультракровавым "бэдтрипом".
   Большая часть ленты снята в спокойной "академической" манере с долгими планами и неторопливыми движениями камеры, что резко контрастирует с динамичными экшен сценами, в которых используются лишь каскадеры и "настоящие" спецэффекты. Очень, надо сказать, кровавые, как и полагается самой лучшей жанровой продукции восьмидесятых, в которой уникальное качество картинки оттенялось не менее уникальным музыкальным сопровождением с обильным использованием синтезаторов и дисторшированных электрогитар. С чем тут все в полном порядке, и саундтрек, ставший последней работой известного исландского композитора Йохана Йоханнссона (Johann Johannsson), является идеальным сопровождением творящемуся на экране мрачному беспределу.
   В котором главную скрипку играет лишь один человек, - Николас Кейдж, идеально подошедший на роль работяги Реда Миллера, в одночасье лишившегося самого ценного в своей жизни. Кейдж, гонорары которого за последнее время упали настолько, что его легко могут приглашать уже даже в недорогую жанровую продукцию, конечно же не удержался от своего фирменного переигрывания, и в некоторых моментах это выглядит настолько нелепо, что вызывает смех. Однако эти моменты не омрачают всего его перформанса, который тут действительно хорош. Да и сами создатели привнесли в картину толику дикого юмора, что, конечно, соответствует "духу времени", но лично здесь, как мне кажется, эти моменты не очень уместны. Зато очень уместен кастинг и отличный перформанс Линуса Роача, который, кстати говоря, как минимум некоторое время являлся одним из лидеров культа и в реальной жизни (он был управляющим отделения секты "эволюционного просвящения" Эндрю Коэна (Andrew Cohen) EnlightenNext в Нью-Йорке, и вроде бы как до сих пор возглавляет ее отделение в Калифорнии), что наверняка помогло ему вжиться в роль Джеремии получше :) Ну и конечно же "восьмидесятнический хоррор фильм" никак не мог обойтись без камео хотя бы одного актера той эпохи, в роли которого выступил особенно известный по "Коммандо" и "Хищнику" ("Commando" (1985), "Predator" (1987)) колоритный негр Билл Дюк (Bill Duke). Ну и в небольшом камео "химика" снялся еще Ричард Брэйк (Richard Brake), также не чуждый жанровому кино.
   Что же касается образа самой Мэнди, то эту роль исполнила британская актриса Андреа Райзборо с необычной внешностью, которую еще немного "доработали" гримеры. Хотя фильм и назван по имени главной героини, ее роль в картине, по сути дела, проходная, и нужна лишь для того, чтобы закрутить весь маховик сюжета, который потом будет раскручивать на протяжении полутора часов ее экранный муж. Расправляющийся со своими врагами все более кровавыми и изощренными способами, которые в итоге привели его в персональный Ад.
   Получившая пятиминутную овацию в Каннах и почти универсальные восторги критики, "Мэнди" моментально продалась на все основные территории, где пошла, впрочем, почти везде в ограниченном прокате. Что неудивительно, зная ее брутальный нонконформизм и стильно-кровавую вакханалию. В Штатах дистрибьютор RLJE Films (бывшая IMAGE Entertainment) даже не пытался получить для фильма прокатный рейтинг и выкинул картину в сентябре 2018-го на 75 экранов вообще без такового, чуть позже запустив ее на VOD и home video. Где она наверняка соберет приличные деньги, с таким-то критическим рейтингом и фестивальным "хайпом". Впрочем, даже в кино со столь небольшого числа экранов картина собрала в Штатах вполне приличные деньги, больше миллиона долларов, и наверняка неплохо "прокатилась" в других странах тоже, хотя публичного финансового отчета по этому поводу в Сети нет. Лично я уверен в том, что продюсеры бабло вернули себе сторицей, ну а в том, что "Мэнди" моментально станет культом я даже и не сомневаюсь, поэтому посмотреть ее надо буквально всем, ибо НАСТОЛЬКО уникальные фильмы появляются на горизонте нечасто...