Круто "выстреливший" в свое время отличным дебютом "Псы-Воины" ("Dog Soldiers", 2002), и закрепивший успех не менее классным "Спуском" ("The Descent", 2005), британский режиссер Нил Маршал до конца "нулевых" снимал неплохие жанровые фильмы, но в "десятых" исчез с афиш кинотеатров, переключившись на "голубые экраны". Для которых он снимал эпизоды популярных телевизионных сериалов, вроде "Game of Thrones" (2011-2019) или "Westworld" (2016-2022), подспудно мечтая снова попасть на широкие экраны кинотеатров. И в 2019-м его мечта осуществилась с выходом ребута "Хэллбоя" ("Hellboy", 2019), ставшего одним из самых громких провалов года и в клочья порванного критиками, хотя мне, например, лента понравилась. Нил, разумеется, свалил всё на продюсеров, но как показало его последующее творчество, продюсеры, вероятно, имели к нему обоснованные претензии. Потому что через три года он снял "Логово"... ;)
   Боевую лётчицу Синклэр с напарником сбивают в небе над Афганистаном, после чего, спасаясь от преследующих ее талибов, она попадает в старый советский бункер, где проводили сверхсекретные эксперименты, выводя кровожадных монстров. Которые, естественно, вырвались на волю и покрошили ночью половину личного состава небольшой американской базы, куда доставили Синклэр. Сказав нечто вроде легендарного "хватит это терпеть!", оставшиеся в живых вояки решили крошить врага на его территории, для чего отправились в советский бункер чтобы раз и навсегда "закрыть вопрос".
   А лично я для себя после просмотра "Логова" закрыл вопрос с Нилом Маршалом, который очевидно потерял форму и уже, как говорится, не отдупляет "что такое хорошо, и что такое плохо". Потому что ТАКОГО я от него совсем не ожидал, и хотя мужику всего ничего, 52 года, создается впечатление, будто талантливый некогда человек в одночасье потерял не только "креативную чуйку", но и само желание снимать действительно хорошее кино. А началось это у него, вероятно, после знакомства с откровенно бездарной, но, видимо, весьма "талантливой в постели" молодой актрисой Шарлоттой Кирк, известной не столько своими ролями, сколько скандальными секс-похождениями в Голливуде, после которых был вынужден подать в отставку глава Warner Bros. Кевин Цужихара (Kevin Tsujihara). Их первой совместной работой стала лента "The Reckoning" (2020), не оцененная ни критиками (20% на Rotten Tomatoes), ни зрителями (28% там же), что, однако, не смутило "влюбленных", и Маршал с Кирк продолжили "радовать" зрителей совместным творчеством. Для чего замутили контору Scarlett Productions, первым высером которой и стало "Логово".
   Где плохо, конечно, не всё, но очень и очень многое, начиная с актеров, и заканчивая абсолютно идиотским сценарием, написанным Нилом с Шарлоттой. Сценарий этот настолько невыразимо туп и до отказа заполнен самыми расхожими штампами, вроде спасения от взрыва в самую последнюю минуту под обратный отсчет, что во многих местах ты просто недоумеваешь, писалось и снималось это реально на полном серьезе или кинематографисты просто решили так подшутить над нами за наши же деньги. Эти мысли не покидали меня почти ни на секунду во время просмотра, потому что некоторые сцены настолько гротескно-идиотичны, что просто не могли быть сняты без фиги в кармане. Или, всё же, могли? Ответ на этот вопрос известен только Нилу Маршалу, но учитывая другие аспекты продукции я склоняюсь к версии о том, что он просто сознательно "перешел на другой уровень", - с жанровых лент "категории А", на категорию "B", или даже "C". Потому что только там можно встретить такое количество набивших оскомину штампов, вроде "крутого прохода главных героев в slow-mo" и откровенно хреновую актерскую игру, какую демонстрируют нам почти все участники постановки, за исключением лишь пары человек. И особенно нелепо смотрится тут, конечно, Шарлотта, беспомощно пытающаяся изобразить из себя крутую вояку с вечно недовольной мордой.
   Так же, как и "игра" Шарлотты, хреново тут смотрится почти всё что касается "военного дела", с фэйковыми перестрелками и откровенно дешевой компьютерной графикой даже там, где она вполне могла бы быть нормальной. Понятно, что бюджет у ленты был далеко не "хэллбойский" (50 миллионов "бакинских", если что), и с ограниченными средствами Нил постарался снять довольно камерную историю в дешевой Венгрии (Афганистан снимать в Венгрии - как вам? :)). Но если у тебя не хватает денег на масштабные "военные действия", то, может, и не стоило бы на них упирать? Ведь упор в картине делается именно на "military action", а не на чудовищ, которые внешне вот прямо ОЧЕНЬ похожи на трэш-монстров из низкобюджетного клона "Чужого" ("Alien", 1979) от Кормана (Roger Corman) под названием "The Terror Within" (1989). Сравните, и убедитесь. Статисты в резиновых костюмах, конечно, лучше дешевой компьютерной графики, но над дизайном чудовищ могли бы и получше поработать, потому что на подобных монстров, созданных как под копирку, мы насмотрелись уже достаточно. Но фразу "могли бы лучше поработать" я могу применить тут практически ко всему. Могли бы лучше поработать над сценарием. Могли бы лучше поработать над режиссурой. Могли бы лучше поработать над графикой. Могли бы лучше поработать над кастингом...
   Могли, но не поработали! И в результате мы имеем откровенную низкобюджетную туфту "категории В" от талантливого некогда режиссера с "кринжовыми" диалогами, идиотскими сценами, "стоковыми" монстрами и симпатичной, но абсолютно бесталанной актриской-давалкой в главной роли. Ну и как вишенка на клюквенном торте - объяснение авторов откуда взялись монстры. Вот вы знали, что Советский Союз ввел войска в Афганистан не для поддержки просоветской партии НДПА, а для того, чтобы заграбастать себе упавший на территории Афгана инопланетный корабль и вывести там гибрид пришельца с человеком? Нет? Так вот теперь знайте! :) И если хотите окончательно разочароваться в Ниле Маршале, то посмотрите "Логово". Ну а если не хотите, тогда смотреть вам его лучше не стоит. Обидно, конечно, наблюдать за творческим падением некогда хороших постановщиков, но это жизнь, тут ничего не попишешь...