После коммерческого успеха "Кровавого Барона" ("Baron Blood", 1972) его продюсер, Альфредо Леоне (Alfredo Leone), дал Марио Баве карт-бланш и возможность снять любой фильм, который тот пожелает. И тогда окрыленный свободой творчества маэстро пожелал снять давно вынашиваемый им проект под названием "Лиза и Дьявол" со следующим сюжетом.

Туристка Лиза отрывается от своей группы в Толедо и идет на звук мелодии, попадая в небольшую мастерскую с человеком, чрезвычайно похожим на изображение дьявола, которое она буквально несколько минут назад увидела на древней фреске. Заблудившись в хитросплетении узеньких улочек, в конечном итоге Лиза вместе с подбросившей ее на автомобиле семейной парой и их шофером попадает в роскошный особняк некой графини, где дверь им открыл уже встреченный ею ранее человек, служивший там дворецким. Приняв приглашение молодого сына графини, Максимилиана, Лиза с попутчиками остается ночевать в особняке, где в течение ночи ей предстоит стать свидетелем множества необычных событий и ужасных для нее моментов. Но даже утром ей не убежать от сюрреалистического кошмара...

Этим проектом стареющий Бава захотел, видимо, ступить на территорию "серьезного" кино, сняв эдакую замороченную абстрактную притчу с элементами сюрреализма и артхауса. Причем настолько замороченную, что сюжет у картины если и присутствует, то искусственно размыт ради того, чтобы дать возможность зрителю, точнее, критикам, ибо среднестатистический зритель смотреть это явно не будет :), интерпретировать увиденное как их душеньке угодно. А интерпретаций этого незамутненного потока сознания, уж поверьте, тут может быть масса, и я их приводить не стану, потому что у каждого человека они будут свои, и если вам интересно, то сами посмотрите "Лизу" и придумайте свою версию увиденного :)

При том, что сюжет и показанные в ленте события можно интерпретировать по-разному и воспринимать неоднозначно, актерская игра американского грека Телли Саваласа однозначно замечательная, и эта роль, пожалуй, является одной из лучших в его карьере. Хороши, впрочем, из актеров тут все, начиная с Алессио Орано в роли романтичного красавчика Максимилиана, и заканчивая Алидой Валли в образе властной слепой графини. Хотя сама Лиза, немка Эльке Соммер, снимавшаяся у Бавы еще в "Кровавом Бароне", с моей точки зрения уж слишком наиграно пугливая, хотя, опять же, и ее игру можно интерпретировать по-разному. Собственно, множество интерпретаций в подобных фильмах являются как их сильным, так и слабым местом. Сильным в том, что кинематографисты могут легко "уйти от ответственности" снимая все что угодно, а потом кивая на зрителя, мол, "это вы не так все поняли". Ну а слабое место таких лент очевидно - отсутствие внятного сюжета и "логика ночного кошмара" довольно быстро могут утомить, потому что на одной лишь стильной атмосфере полуторачасовой фильм держаться не может, за РЕДЧАЙШИМИ исключениями.

Вот и "Лиза" довольно быстро в этом смысле начинает утомлять, ибо, с моей точки зрения, за визуальными изысками маэстро и "атмосферой ночного кошмара" никакого наполнения нет - с содержательной точки зрения фильм пуст, как фарфоровая свинка-копилка без денег, хотя многие, разумеется, со мной наверняка не согласятся, ведь в ленте же так много интерпретаций... ;) Они, впрочем, хороши для артхаусных фестивалей, но не для широкого проката, где "Лиза" просто-напросто отсутствовала, ибо ее никто не хотел покупать! Это, разумеется, весьма расстроило ее продюсера Альфредо Леоне, который, впрочем, сам виноват, ибо должен был предвидеть, что бессодержательная "типа артхаусная" пустышка от пусть известного, но ЖАНРОВОГО режиссера, вряд ли вызовет широкий интерес коммерческих дистрибьюторов.

Помыкавшись с никому не нужной картиной пару лет, за которые с грандиозным успехом прошел по всему миру "Экзорцист" ("The Exorcist", 1973), вызвавший после себя вал подражаний, Альфредо тоже решил прокатиться на волне зрительского интереса к теме экзорцизма и склепать из "Лизы" клон "Экзорциста", чтобы, наконец-то, получить для провальной ленты вожделенную дистрибуцию. Для этого, впрочем, ему пришлось еще разок вложиться, ибо просто переименовать фильм и выпустить его под соусом экзорцизма явно бы не прокатило, так как в нем и близко не поднимались темы изгнания бесов. Поэтому Альфредо быстро накропал сценарий дополнительных эпизодов, вновь пригласив сниматься Эльке Соммер, которую теперь должны были обуревать бесы, изгонять которых подвязался вышедший на родине в тираж американец Роберт Альда в роли отца Майкла. Самое удивительное, при этом, что Альфредо Леоне даже смог уговорить самого Баву вернуться в режиссерское кресло "нового" фильма, которое он, впрочем, довольно быстро оставил из-за возникших разногласий. Так, Альфредо хотел в своем "Экзорцизме" побольше сексуальности и грязных богохульствующих ругательств, в то время как Марио, будучи весьма религиозным и суеверным человеком, этого, естественно, не хотел. Поначалу он просто ставил сцены и уходил с площадки, оставляя Леоне руководить актерами во время самого процесса съемок. Потом он попытался уговорить Эльке Соммер не участвовать в тех эпизодах, которые считал уж "слишком", ну а в конечном итоге просто ушел из картины, поэтому режиссером версии "Дом Экзорцизма" в титрах значится некий Mickey Lion :) Под именем которого скрывается, конечно же, Альфредо Леоне, превративший Эльке Соммер в недоделанную Линду Блэйр (Linda Blair), а сам фильм в дешевую попытку срубить бабла на очередной модной теме, что само по себе, может, и не плохо, но только не в подобном исполнении.

В результате всех этих пертурбаций Лиза стала одержима дьяволом, изо рта у нее потекла зеленая слизь и стали выпрыгивать лягушки-квакушки, а большая часть событий оригинального фильма Бавы подаются зрителю в качестве флэшбэков из рассказа привязанной к больничной койке одержимой. Оригинальная концовка ленты, разумеется, была вырезана, а то, что вставлено, не поддается никакой критике, хотя как раз на критиков этот продукт уже и не был рассчитан, в результате чего "The House of Exorcism" получил вожделенный Альфредом Леоне кинопрокат и окупил, наконец-то, его расходы, хотя и не принес сверхприбыли.

Из-за всей этой истории оригинальная картина Бавы долгое время была недоступна зрителю, уверенно зарабатывая себе не просто статус культовой, но и чуть ли не лучшего фильма маэстро и "потерянной классики", объективно являясь в его фильмографии, при этом, далеко не лучшей лентой. В чем нынче может убедиться каждый, ибо фильм доступен на DVD в обоих своих ипостасях, и как "Лиза и Дьявол", который я оцениваю на "тройку", и как "Дом Экзорцизма", который, разумеется, тянет лишь на твердую "двойку", в результате чего комбинированная оценка получается "два с плюсом" :) Для любителей замороченного, и поэтому довольно скучного, атмосферного артхауса с еле уловимыми нотками Жана Роллена (Jean Rollin) и поклонников творчества режиссера "Lisa And The Devil", разумеется, является обязательной программой, в то время как любителям экзорцизма и прочего евротрэша, наверное, интересней будет глянуть, все же, "The House of Exorcism". Ну а большинство обычных зрителей, не состоящих в выше обозначенных категориях, могут смело проходить мимо не оборачиваясь... ;)