Трехминутная хоррор-короткометражка "Lights Out", снятая в 2013-м году Дэвидом Сэндбергом у себя дома со своей женой Лоттой Лостен (Lotta Losten) в главной роли, произвела небольшой фурор "в Интернетах" где и попалась на глаза продюсеру Лоуренсу Грею (Lawrence Grey), который, в свою очередь, показал ее плодовитому "хоррор-гуру" последнего времени Джеймсу Вану (James Wan), предложив превратить короткометражку в полноценный фильм. Джеймс, впрочем, поначалу сомневался, но после встречи с Дэвидом Сэндбергом, в котором он узнал "молодого себя", понял, что парню надо дать шанс и скромный бюджет в 5 миллионов для реализации полного метра. Который получился очень даже эффективным хоррором, без долгих "подводов" и провисаний.

Американскую семью преследует призрак женщины, который появляется лишь во тьме и исчезает при включенном свете. После того, как этот призрак убил отца семейства, который пытался решить психологические проблемы своей жены, младший ребенок Мартин почти перестал спать, что вызвало проблемы в школе. Куда забрать его приехала старшая сестра Ребекка со своим парнем, жившая отдельно. Поняв, что мать находится в неадекватном состоянии не принимая прописанные ей лекарства, Ребекка забрала Мартина к себе домой, где в ту же ночь столкнулась со страшным ночным призраком. Начав "копать", она выяснила, что этот призрак напрямую связан с ее матерью, которая лечилась в свое время от клинической депрессии в психушке, а значит, проблему можно было решить только с ее помощью. Однако девушка совсем не ожидала, что решение вопроса должно быть ТАКИМ радикальным...

Обычно из трехминутного "концептуального ролика", содержащего всего одну весьма простую, но очень интересную идею, выжать полнометражное кино, которое будет постоянно держать на себе внимание зрителя, практически невозможно. Ну или, скажем так, весьма непросто. Однако у сценариста Эрика Хайссерера (Eric Heisserer), который раньше в написании шедевров замечен не был (его перу, в частности, принадлежат сценарии к провальному ремейку "A Nightmare on Elm Street" (2010), последней на данный момент части "Final Destination 5" (2011) и приквелу/ремейку "The Thing" (2011)), это блестяще получилось, в то время как автор оригинальной короткометражки Дэвид Сэндберг не ударил в грязь лицом, сняв свой полнометражный кинодебют исключительно грамотно. Не без помощи именитого и опытного Джеймса Вана, разумеется, который не только нашел для парня денег, но и помогал на съемочной площадке лишь одним своим присутствием (в одном из интервью Дэвид рассказал про ситуацию, в которой ему нужно было снять важную сцену лишь используя свет от свечи, без дополнительного освещения, на что съемочная группа ему заявила, что это сделать невозможно, однако когда Джеймс Ван сказал им то же самое, то ему сразу же ответили "блин, Джеймс, отличная идея, так и сделаем"... ;)). Впрочем, опытный продюсер и сам не может обойтись без грамотного режиссера со свежими идеями и четким пониманием того, как правильно их можно реализовать. Если он хочет спродюсировать качественное и потенциально хитовое кино, конечно, а не очередной шлак, которым и так уже завалены все VOD-сервисы. А Дэвид, очевидно, на этом проекте не только показал себя реальным профессионалом с интересным свежим видением, но и еще четко понимал что, и самое главное как нужно снимать. С максимальным использованием "практических" эффектов, например, и минимальной обработкой на компьютере. Без которой, разумеется, уже никак не обойтись в сценах с тросами или там, где нужно прямо в кадре показать постепенное деструктивное воздействие чего-либо на персонажей, вроде обжигающего гниющую кожу призрака света. Не стоит, просто, увлекаться, используя компьютер даже там, где без него вполне неплохо можно обойтись.

Не стоит также увлекаться и давно уже набившими оскомину многочисленными хоррор-клише, вроде резких проходов непонятно кого на заднем или переднем, в зависимости от композиции кадра, плане или "неожиданными" пугалками, которые насмотренный зритель уже давно чует буквально за версту. Тут Дэвид также не перегибает палку и демонстрирует гораздо более креативный подход к пуганию зрителей, хотя и без стандартных элементов любого паранормального хоррора, конечно же, не обошлось. Просто здесь они в гораздо меньшей степени бросаются в глаза благодаря интересной основной концепции и грамотной ее реализации, а также короткому хронометражу в 81 минуту. Из-за которого все действие ленты развивается стремительно, нигде не провисает, а третий акт заканчивается неожиданной для многих американских хорроров концовкой.

"И Гаснет Свет..." - один из немногих фильмов последнего времени, смотреть который, местами, действительно страшно, и который очевидно не подразумевает продолжения и не претендует на зачинание очередной хоррор-франшизы, как очень любит делать господин Ван в других своих проектах. Конечно в мире кино нет ничего невозможного, и если фильм соберет безумную кассу, то ему вполне можно придумать и сиквел, и приквел, и spin-off, и что угодно еще, но они уже явно будут натужными, потому что эта история закончилась здесь и сейчас. История, которую я всем рекомендую посмотреть в кино, ибо давненько уже на наших широких экранах не демонстрировался столь эффектный хоррор такого отменного качества.