Девяностые годы стали не лучшим периодом в творчестве легендарного Джона Карпентера, но "В Пасти Безумия" получился у него действительно отличным!

Крупный издатель нанимает специалиста по расследованию махинаций со страховкой Джона Трента для того, чтобы он нашел им суперзвезду хоррора Саттера Кейна, который пообещал издательству новую книгу, но неожиданно пропал. Писатель всегда был эксцентричен и общался с издателем исключительно через своего агента, который днем ранее слетел с катушек и был застрелен в общественном месте полицией, чему случайным (ли?) свидетелем стал Джон. Взявшись за это дело, он с редакторшей Линдой отправляется на машине в Новую Англию (New England) в поисках городка "Hobb's End" из новелл Кейна, хотя такового, вроде бы, на картах не значилось. Но они его нашли, и проза талантливого писателя начала играть непосредственную роль в судьбе Джона Трента, создавая новую реальность и подготавливая почву для возвращения в наш мир "старой расы"...

Формально не являясь адаптацией Лавкрафта (H. P. Lovecraft), на самом деле этот фильм получился намного "лавкрафтней" большинства "настоящих адаптаций" творчества великого писателя, во многом благодаря таланту Джона Карпентера, разумеется, и интересному сценарию маститого, в будущем, продюсера Майкла Де Луки (Michael De Luca). Который и не собирался скрывать, что отдает дань уважения одному из самых почитаемых хоррор авторов двадцатого века, на работы (название самого фильма и книг Кейна являются парафразом известных новелл писателя, вроде "At the Mountains of Madness") и темы (мифы о Ктулху) которого в своем фильме он не только прозрачно намекает, но еще и напрямую цитирует целые куски из творчества писателя. Да и сама структура ленты напоминает классическую структуру многих произведений Лавкрафта, когда история рассказывается "упакованным в дурку" главным героем в качестве "флэшбэка". Элегантно тут решен и вопрос с "лавкрафтовскими монстрами", описания которых у Лавкрафта сводятся, обычно, к следующему пассажу: "заглянув туда, он увидел отвратительное создание потусторонней тьмы, жуткое настолько, что в нашем языке нет слов для описания того ужаса, который вселял в человека один лишь вид этого чудовищного исчадия Ада" :) По этой причине отвратительных монстров авторства знаменитой спецэффектной студии KNB нам в картине показывают лишь частями и мельком, буквально по полсекунды, или как силуэты за темными стеклами, или в полутьме... Одним словом так, что толком нихрена не разглядишь, зато получишь впечатление, что увидел нечто жутко отвратительное и реально кошмарное :)

Это, впрочем, лишь технические детали, а у Лавкрафта основное, - это атмосфера склизкого парализующего ужаса, от которого никуда не скрыться и нигде не спрятаться. И Джон Карпентер в своей картине передал ее также отлично, погрузив персонажей в пучину странных, нервирующих и просто непонятных событий, происходящих в захолустном маленьком городишке которого нет не только на карте, но и вообще в нашей реальности. Реальности, которая переписывается или, скорее, создается прямо по ходу действия фильма...

Фильма, в котором заняты прекрасные актеры, но где солирует исключительно Сэм Нил, очень хорошо передавший трансформацию своего героя из циничного "следователя" в человека на грани нервного срыва, психическое здоровье которого летит под откос буквально с каждой минутой. Хорош в роли писателя Саттера Кейна и "капитан подводной лодки" Юрген Прохнов, а у жанрового ветерана Дэвида Уорнера здесь небольшая роль доктора, выслушавшего безумную историю Джона Трента в психушке, в то время как за ее стенами мир разваливался на части. Игру "напарницы" Сэма Нила, Джули Кармен, многие, отчего-то, считают плохой, но на самом деле она сыграла своего персонажа отлично, ведь ее Линда Стайлз, это классическая ходульная героиня шлак-хоррора, которую в конце, к тому же, вообще из новеллы "выписывают".

По большому счету в картине есть всего два творческих прокола, - откровенно неудачная рок-музыка авторства Джона Карпентера, которая в этом фильме, что называется, "вообще не в тему"; и самая концовка, детали которой я раскрывать, естественно, не буду. Все остальное же, если и не идеально, то очень и очень хорошо. Что, впрочем, совсем не помогло ленте в прокате, где она заработала скромные "почти девять" ($8,924,549) миллионов при бюджете в восемь. Но стала, как это водится, потом культом на видео. Если вам нравится творчество великого Говарда Филипса Лавкрафта, то "В Пасти Безумия" для вас обязательная программа. Но согласитесь, очень странно, что лучшим фильмом "по Лавкрафту" является картина, формально "по нему" не снятая... :)