После грандиозного коммерческого успеха "Полтергейста" ("Poltergeist", 1982), режиссером которого значился Хупер (а снял, по сути, Спилберг :)), Тоби пригласили поработать на Cannon Films легендарные Голан и Глобус (Menahem Golan, Yoram Globus), пообещав бюджеты и творческую свободу. И Тоби их бюджеты замечательно попилил, сначала сняв им провальный "Lifeforce" (1985) аж за двадцать пять (!!!) миллионов, а потом и "Захватчиков с Марса" за двенадцать... ;)

Дождливой ночью мальчик Дэвид становится свидетелем посадки НЛО в карьере за своим домом, о чем говорит своим родителям, и папа обещает утром осмотреть место посадки. Но утром папа изменился, и парень заподозрил неладное. А потом начали меняться и другие люди, и вскоре Дэвид уже знал причину - прилетевшие инопланетяне контролировали землян с помощью встроенного в шею устройства. Вдвоем с поверившей ему школьной медсестричкой, Дэвид отправился на военную базу, где и рассказал все бравому генералу Вилсону, который, убедившись в правдивости истории мальчика, поднял по тревоге всю войсковую часть и со своими вояками конкретно навалял противным марсианам. Или нет? ...

Потому что, возможно, мальчишке просто кошмар ненастной ночью приснился, ну с кем не бывает ;) Бывает со всеми, так же как и маститые продюсеры иногда теряют "чуйку" и разбазаривают бабки на заранее провальные проекты и непутевых режиссеров. Им не хватило, видимо, грандиозного провала "Жизненной Силы", собравшей с полутора тысяч экранов жалкие одиннадцать с половиной миллионов, чтобы понять, что Тоби давать большие бабки нельзя, и они снова наступили на те же самые грабли, разрешив ему снимать с большим бюджетом очередной масштабный sci-fi. На этот раз, впрочем, не оригинальный, а ремейк культового в Штатах одноименного фильма 1953-го года, который стал первой цветной фантастической картиной об инопланетянах. Сценарий ремейка, однако, снова написали сценаристы "Lifeforce" Dan O'Bannon (сценарист культового "Alien" (1979) и сценарист и режиссер не менее культового "The Return of the Living Dead" (1985)) и Don Jakoby, что уже должно было бы стать для продюсеров "звоночком". Они, впрочем, скорее всего рассуждали следующим образом: "оригинал ведь культовый? - ну да! - зритель его любит? - безусловно! - ну значит если мы забацаем масштабный ремейк с крутыми спецэффектами, то народ просто валом в кинотеатры повалит, - it's a deal!" :).

И забацали! Пригласив для создания спецэффектов легендарного Джона Дайкстру (John Dykstra, создатель прорывных спецэффектов и технологии съемок с помощью контролируемых компьютером камер для "Star Wars" (1977), помимо прочего), который поработал на картине еще и режиссером "секонд юнита" (second unit director), и не менее легендарного Стэна Уинстона (Stan Winston), который сделал для фильма гротескных инопланетян. Не забыли создатели и об исполнителе роли мальчика в оригинальном фильме Джимми Ханте (Jimmy Hunt), которому в ремейке поручили сыграть шефа местной полиции. А другие роли щедрой рукой распределили между людьми в жанровой продукции известными, и не очень. Так, две главные женские роли играют ветераны жанрового кино Карен Блэк и Луиза Флетчер, причем последняя в роли злобной преподши биологии поистине восхитительна, не понимаю за что ее номинировали на "Золотую Малину". Вот кого на нее действительно из каста этой ленты надо было номинировать, так это сыночка Карен Блэк Хантера Карсона, исполнившего главную роль мальчика Дэвида. Ну откровенно ведь не тянет паренек, хотя и не раздражает, как мог бы :) Из других исполнителей еще хочу отметить очередного жанрового ветерана Джеймса Карена в роли бравого генерала Вилсона, в то время как на роль родителей мальчика взяли в жанровой среде не известных Тимоти Боттомса и Лэрэйн Ньюман, активно снимавшихся, впрочем, в мэйнстриме, что должно было сделать каст ленты узнаваемым у домохозяек :)

Но вот незадача, домохозяйки то на такие фильмы в кино не ходят! Хотя детей за ручку и могли потенциально на "Захватчиков" привести, ведь рейтинг у фильма совершенно детский, PG, и снова очевидно для того, чтобы заманить в кино самую широкую аудиторию. И снова облом - не заманили, хотя причина этому, как мне кажется, вовсе не в рейтинге, а очевидная даже по трейлеру глупость всей постановки. Которая страдает от собственной дихотомии и неопределенности. Ведь в первом акте фильм смотрится как настоящий триллер об инопланетных захватчиках, с хорошо нагнетаемым саспенсом, нарастающим отчаянием главного героя и ощущением безвыходности ситуации, когда вокруг одни враги и положиться почти не на кого. Но потом лента потихоньку начинает меняться, и к третьему акту подходит уже в виде глупой детской комедии с карикатурными персонажами и подростковым "войнушка экшеном" с кучей стрельбы, взрывов и прочих спецэффектов. За которые, кстати, фильм получил вторую номинацию на "Золотую Малину", и снова - совершенно незаслуженно. Потому что удивительные создания студии Стэна Уинстона весьма впечатляют, хотя и выглядят довольно нелепо, а спецэффекты оскароносного Джона Дайкстры выполнены на очевидно "блокбастерном" уровне, равно как и вообще вся продукция может похвастаться серьезным масштабом и отличным качеством исполнения, начиная с кинематографии уже работавшего с Хупером на "Техасской Резне" ("The Texas Chain Saw Massacre", 1974) Дэниэля Пёрла (Daniel Pearl) и заканчивая грандиозными декорациями художника-постановщика Крэйга Стирнса (Craig Stearns).

Одним словом, к техническим аспектам продукции никаких нареканий у меня нет, а вот творчески Тоби Хупер, как всегда, "поднасрал", что отметили, кстати, и продюсеры, которые после просмотра финальной версии картину возненавидели и посчитали, что Тоби во время съемок просто активно вводил их в заблуждение, снимая совсем не то, на что они рассчитывали. Баблишко, впрочем, уже было потрачено немалое, поэтому никаких серьезных правок они сделать уже не могли (или не захотели) и фильм вышел на экраны в "режиссерской" версии, дебютировав на седьмом месте и собрав с 1212 экранов чуть меньше пяти миллионов долларов ($4,884,663). Критика, как вы понимаете, в восторге тоже не была, и все издания разгромили ленту в пух и прах, что тоже не добавило продюсерам позитива, ибо и на видео потом лента не стала блокбастером, в итоге так и не окупив свой внушительный бюджет. Сейчас же, впрочем, картина стала миникультом, и смотрится весьма интересно, а под конец так и вообще весело, ведь Тоби щедрой рукой запихнул в концовку несколько абсолютно идиотских сцен :) Ознакомиться с "Захватчиками с Марса" необходимо всем без исключения поклонникам жанрового кино, хотя бы ради того, чтобы увидеть, как маститые продюсеры просрали столько денег на странный гибрид идиотской детской комедии и серьезного "инопланетно вторженческого" хоррора!