Короткий рассказ под названием "Интервью с Вампиром" Энн Райс (Anne Rice) написала еще в конце шестидесятых, а в 1973-м, оплакивая смерть дочери, расширила его до новеллы, которая через три года стала ее литературным дебютом и неожиданным бестселлером, разошедшемся миллионными тиражами и породившем несколько сиквелов, известных под общим названием "Вампирские Хроники" ("The Vampire Chronicles"). Еще до публикации книги, Paramount выкупила у автора права на "Интервью" за "скромные" сто пятьдесят тысяч, но в течение десяти лет контракта этот проект так и не сдвинулся с места, и Энн Райс передала права экранизации Lorimar Productions, вскоре после этого купленной Warner. У которой, в свою очередь, в начале девяностых уже за полмиллиона их приобрел известный медиамагнат Дэвид Геффен (David Geffen), с подачи которого и закрутились винтики реальной киноадаптации новеллы. В режиссерское кресло Дэвид посадил ирландца Нила Джордана, известного к тому времени фильмом "The Crying Game" (1992), а сценарий попросил написать саму Энн Райс, которой, впрочем, сильно помог все тот же Джордан, упоминания об этом в титрах так и не получивший. Но получивший, видимо, нехилый гонорар, ибо "терок" по этому поводу у него с продюсерами не возникло :)

Зато они возникли по другому поводу уже у Райс, которая хотела видеть в роли Лестата британского актера Джулиана Сэндза (Julian Sands), у нас больше известного как "Чернокнижник" ("Warlock", 1989), но продюсеры настояли на кандидатуре Тома Круза, который на тот момент уже был звездой. Писательница таким поворотом событий была сильно огорчена и во всеуслышание заявила, что "из Круза такой же Лестат, как из Эдварда Робинсона - Джерард Батлер", и что "кастинг у фильма настолько странный, что невозможно представить как это все у них сработает". Но ведь сработало, черт побери! Сработало настолько, что после премьеры Энн Райс в письменном виде извинилась перед Крузом, сказав в интервью, что "в тот момент, когда я впервые увидела его на экране, Том стал для меня настоящим Лестатом". И в этом она чертовски права, ибо Круз действительно сыграл своего персонажа великолепно.

Как, впрочем, и все остальные актеры, ансамбль которых подобран, с моей точки зрения, идеально. Молодой, и не особенно тогда еще звездный, Брэд Пит идеален в роли "страдающего" новообращенного вампира Луи, который в своей новой "жизни" так и не смог подавить в себе человеческое. Антонио Бандерас исключительно харизматичен в роли четырехсотлетнего вампира-патриарха Арманда, пытающегося приспособиться к стремительно меняющемуся миру. Но больше всех поразила публику, конечно, двенадцатилетняя Кирстен Данст, сумевшая очень по-взрослому и убедительно сыграть взрослую женщину, навечно запертую в теле юного ребенка. На подсознательном уровне есть в этом что-то неправильное, поэтому Кирстен в образе Клодии особенно жутка.

Жути, впрочем, своей игрой в картине нагоняют не только замечательные актеры, но и режиссер со спецэффектщиками, не поскупившиеся на роскошную готическую атмосферу и кровавые подробности вампирского существования. Так, волшебник сложного грима и аниматроники Стэн Уинстон (Stan Winston) отвечал за большую часть "практических" эффектов, в то время как кудесники из Digital Domain корпели над эффектами цифровыми, постаравшись сделать их максимально незаметными, что, на самом деле, весьма непросто. Будучи очень грамотным и опытным режиссером, Нил Джордан прекрасно знает в какие моменты и на какие кнопки зрительских эмоций надо давить, поэтому "Интервью с Вампиром" получилось у него не только роскошной "готикой", но и серьезным драматическим фильмом. Фильмом, который после своего выхода сумел не только вернуть "Вампирские Хроники" в список бестселлеров, но и показатьширокой аудитории, что кино про вампиров может быть не только дешевым хоррор-трэшем, но и вполне серьезным искусством. И тут я нисколько не преувеличиваю, ибо не смотря на высокобюджетный (60 миллионов) голливудский лоск и неоспоримую развлекательность, фильм у Джордана получился не только драматически серьезным, но и вполне авторским, с уникальным визуальным стилем и бесподобной атмосферой.

Атмосферой, мимо которой не смогли пройти толпы готов, с распростертыми объятиями принявших ленту в пантеон готического кинематографа, где она котируется наравне с "Голодом" Тони Скотта (Tony Scott, "The Hunger", 1983) и "Вороном" Алекса Пройяса (Alex Proyas, "The Crow", 1994). Ну а кинопродюсеры не смогли пройти мимо феноменального коммерческого успеха ленты, которая со 105-ю миллионами американского и 118-ти миллионами заграничного боксофиса довольно долго удерживала звание "самого кассового вампирского фильма". Они, естественно, принялись клепать кино про вампиров с двойным усердием, правда, к успеху "Интервью" им приблизиться так и не удалось, и скинули его с пьедестала самого коммерческого вампирского фильма лишь в конце "нулевых" подростковые "Сумерки" ("Twilight", 2008). Не прошли мимо достоинств картины и киноакадемики, номинировав "Интервью" на Оскар за "лучший Art Direction-Set Decoration" и "лучшую музыку", но фильм, в итоге, проиграл картинам "The Madness of King George" (1994) и "The Lion King" (1994) соответственно. Зато выиграл кучу других престижных наград и снискал себе неплохие отзывы критики, не преминувшей, правда, обратить внимание на скрытый гомосексуальный подтекст картины, который там действительно присутствует. Но это уж, как говорится, каждому свое... ;)

После столь грандиозного успеха логично было бы предположить, что продюсеры сразу захотят поставить сиквел ленты по второй книге "Хроник", - "The Vampire Lestat" (1985), однако судьба распорядилась иначе, и лишь восемь лет спустя на экраны Америки выходит "Queen of the Damned" с R&B певичкой Aaliyah в роли вампирши Акаши (Akasha) и Стюартом Таунсендом (Stuart Townsend) в роли Лестата. При 35 миллионах бюджета лента собрала в прокате Штатов 30, еще 15 в остальном мире, и массу негативных отзывов как критики, так и зрителей. Ну и сама Энн Райс, конечно, не была в восторге, публично заявив, что ее работу "искалечили". Точнее, сразу две работы, ибо сюжет картины базируется не только на одноименной третьей книге "Хроник", но и на "Вампире Лестате". Что ж, наверняка вампирское творчество госпожи Райс еще не раз будет экранизировано, так что огорчаться ей по этому поводу не стоит. Возможно, экранизация четвертой книги сериала, "The Tale of the Body Thief" (1992), находящаяся сейчас в разработке у конторы Imagine Entertainment, станет адекватной первоисточнику, как это случилось с "Интервью". Поживем, как говорится, увидим, а пока у нас есть замечательный фильм Нила Джордана, который должен быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино, причем не только вампирского. Это уже давно современная классика!