Сорвав джек-пот на очень удачной хоррор-комедии "Дом" ("House", 1986), собравшей в прокате Штатов почти двадцать миллионов долларов при скромном бюджете в три, продюсер "Пятницы 13-е" Шон С. Каннингэм ("Friday the 13th", 1980, Sean S. Cunningham) решил "не останавливаться на достигнутом" и сразу же сварганил почти детское (с рейтингом PG-13 вместо R) комедийно-приключенческое продолжение "Дом II: Вторая История" ("House II: The Second Story", 1987), которое публике уже не так "зашло", собрав в американском прокате почти в три раза меньше первой части, около восьми миллионов. Но легендарный продюсер не отчаивался, и спустя два года выкатил на экраны третью часть новоиспеченной франшизы "Дом". Или не выкатил? Давайте разбираться :)
   Бравого полицейского Лукаса МакКарти мучают ночные кошмары, в которых он раз за разом сталкивается с недавно обезвреженным им маньяком Максом Дженке, по прозвищу "Тесак". Решив, что самой лучшей терапией для него будет присутствие на казни пойманного им преступника, Лукас отправляется на "прожарку" Макса на электрическом стуле, во время которой тот умирает не сразу, умудряясь запугать всех присутствующих, включая Лукаса, которому маньяк пообещал скорую встречу. И действительно, после своей смерти "Тесак" стал преследовать семью детектива и его самого, с каждым днем становясь все более могущественным призраком, способным убивать "в реале". И Лукасу не оставалось ничего иного, кроме как снова сразиться с маньяком, но уже на своей территории...
   Ничего вам это, кисы, не напоминает? Вот мне так очень даже напоминает вышедший, правда, чуть позже, но в том же году, "Шокер" Веса Крейвена (Wes Craven's "Shocker", 1989), сюжет которого почти один в один как в этом фильме. И кто у кого тут своровал - непонятно, потому что конец восьмидесятых был вообще богат на подобные сюжеты про вернувшегося с того света "поджаренного" в тюряге убийцу, который снова начинал кромсать невинных жертв, преследуя своего недруга. Так, в 1987-м выходит американский дебют Ренни Харлина (Renny Harlin) "Prison" (1987), на следующий год на экранах появляется "Destroyer" (1988), еще через год уже два фильма, собственно, "Шоу Ужасов" и "Шокер", ну и в девяностом выходит еще одна лента с подобным сюжетом под названием "The First Power" (1990). Ну а потом, видимо, наступило "перенасыщение рынка", и с поджаренными на электрическом стуле маньяками, продолжающими жить после смерти, кинематографисты, хотя бы на время, завязали.
   Но Шон С. Каннингэм не завязал с франшизой "Дом", частью которой этот проект, вроде бы как, является. "Вроде бы как" потому, что на самом деле история его производства довольно туманна, и есть как минимум три версии того, почему "Шоу Ужасов" одновременно и стало, и не стало "Домом 3" :) По версии, озвученной самим Шоном Каннингэмом, изначально фильм должен был называться "House III", но его новый, вместо почившей в бозе New World Pictures, дистрибьютор MGM хотел замутить потенциальную хоррор франшизу, поэтому изначальный сценарий был переписан под этот "новый подход" и получившийся в итоге фильм переименовали для американского проката в "The Horror Show", в то время как для других территорий название оставили изначальное, "House III". По второй версии фильм, опять же, изначально задумывался как часть франшизы "Дом", но так как получившаяся в итоге лента уж очень сильно отличалась своей серьезной слэшер-мрачностью от первых двух частей, то продюсеры решили рекламировать ее в Штатах как отдельный фильм, не связанный с предыдущими "Домами". Ну и по третьей версии "The Horror Show" даже изначально не задумывался как часть франшизы "Дом", но после провала картины в американском прокате, где при бюджете в три миллиона она не заработала даже жалкие два ($1,738,897), продюсеры решили продавать ее за границу как третью часть намного более успешной серии "Дом", чтобы хотя бы узнаваемым названием заманить на нее зрителей. Но дальше чехарда с названиями будет еще круче, потому что когда Шон Каннингэм решил через три года снять "настоящее" продолжение "Дома", то он назвал его "House IV" (1992), держа в голове тот факт, что за границей уже был "House III". В итоге, в видеопрокатах Штатов в девяностых сложилась парадоксальная ситуация, когда на полках можно было без труда найти кассеты с первым, вторым и четвертым "Домом", но нигде не было третьего, потому что в США такого фильма официально никогда и не выходило :) И теперь представьте как горели тогда пердаки у жанровых поклонников сериала, которые изо всех сил пытались, но никак и нигде не могли раздобыть "House III" ;)
   Ну а сегодня, во времена "Интернетов", когда любая информация находится буквально на кончиках ваших пальцев, узнать про третью часть "Дома" несложно, хотя лично по моему мнению она таковой, конечно же, не является. Просто потому, что фильм действительно НИКАК не связан ни с первой, ни со второй частью сериала, и даже тонально находится совсем в другой категории - "паранормального слэшера", кровавые эффекты которого, созданные, кстати, легендарной KNB, настолько сильно "перевозбудили" цензоров MPAA, что для получения вожделенного "R" рейтинга кровавые эпизоды пришлось не только сильно порезать, но и некоторые из них выкинуть целиком. При этом, видимо, и производство ленты не было безоблачным, потому что из ее титров не только снял свое имя (точнее, заменил на стандартное в таких случаях Alan Smithee) один из сценаристов Аллин Уорнер (Allyn Warner), но и через неделю после начала съемок был уволен, а по другой версии сам ушел режиссер Дэвид Блис (David Blyth), которого оперативно заменили на специалиста по эффектам Джеймса Айзека, для которого этот проект стал режиссерским дебютом. И дебютом, прямо скажем, неудачным, потому что лента для "паранормального слэшера" получилась у него откровенно скучной и намного хуже тоже не особенно хорошего аналогичного фильма Крейвена. Не скатившийся еще к тому времени в пучины низкобюджетного и DTV трэша талантливый Лэнс Хенриксен здесь откровенно "слит", а "красавчик" Брайон Джеймс настолько явно переигрывает, что его маньяк смотрится как неудачная пародия на всех киношных маньяков одновременно, и Фредди Крюгера в частности. Брайон, кстати, в нескольких интервью заявлял, что из всех сыгранных им персонажей роль Макса Дженке ему понравилась больше всего, и я даже знаю почему, - вероятно, потому, что для его "воплощения" ему достаточно было весь фильм лишь криво ухмыляться, выпучивать навыкате глаза и идиотски "маньячно" хихикать...
   Не имея достойной атмосферы, интересных персонажей, и с напрочь порезанными убийствами, "The Horror Show" местами смотрится как неудачный и довольно скучный клон "Кошмара на Улице Вязов" ("A Nightmare on Elm Street", 1984), а к сериалу "Дом" имеет отношение лишь благодаря заокеанскому названию и своим создателям, работавшим над первыми двумя частями франшизы, - продюсеру Каннингэму, оператору Маку Альбергу (Mac Ahlberg) и композитору Гарри Манфредини (Harry Manfredini), среди прочих. Посмотреть его можно исключительно ради любопытства, но ничего достойного не ждите.