"Дом На Крю Кладбища" считается последним великим фильмом итальянского "маэстро gore" Лючио Фульчи, после которого пошел уже откровенный "порожняк". (Надо отметить, что данное мнение весьма справедливо) Также это последняя совместная работа Лючио и английской красавицы Катрионы МакКолл, и хотя в дальнейшем она получала и другие предложения от режиссера (в частности, сыграть главную роль в одной из его последних работ, фильме "Демония" (Demonia (1990)), видимо, чуткая женская интуиция подсказала ей (весьма правильно, кстати), что в новых проектах Фульчи ей сниматься уже не стоит.

Сюжет фильма, как обычно у мастера, никакой особенной роли не играет (ведь мы смотрим его фильмы не из-за великих драматических сюжетов, достойных пера Шекспира :)), да к тому же и примитивен донельзя, но в двух словах рассказать его все же необходимо. Итак, семья доктора Бойла в составе его самого, его симпатичной жены и маленького сына перебирается из хлопотного Нью-Йорка в тихий провинциальный городок, дабы доктор Бойл имел возможность поработать над своим научным трудом, который впоследствии принес бы ему дополнительный годовой доход в размере пяти тысяч долларов. Семья заселяется в одинокий особняк, стоящий на краю небольшого кладбища и некогда бывший резиденцией доктора Фрейдштейна (Dr. Jacob A. Freudstein), которого за его "антинаучные" эксперименты в свое время лишили практики. Надо сказать, что ранее в этом же особняке проживал коллега доктора Бойла, который сошел с ума и жестоко убил свою жену, после чего и сам повесился в местной библиотеке. Именно работу этого безумца предстояло продолжить доктору Бойлу...

Как обычно в фильмах Фульчи, сюжет служит лишь необходимой оболочкой для детального показа серии жестоких убийств персонажей, и в этом маэстро действительно преуспел. Первые два убийства происходят в самом начале фильма, но они не особенно примечательны (ну подумаешь, всадили девушке кухонный нож в череп с такой силой, что его кончик вышел у нее изо рта...) и потом приходится ждать еще минут сорок до новой резни, но уж когда она начинается - то кровавую оргию на экране уже не остановить. Все основные убийства в этом фильме почему-то связаны в основном с областью шеи, но зато как эффектно это все показано! Первой жертвой доктора Фрейдштейна (ах да, забыл сказать, это он всех убивал :) - доктору нужны были свежие клетки для поддержания своего вечного существования в виде полуразложившегося/полумумифицированного зомби) пала пухленькая агентша по недвижимости, которую "замочили" длинной железной кочергой - сначала ей садистски проткнули живот, потом грудь, ну а довершили дело эффектным "тычком" в горло. Второй жертвой стала няня Боба, заторможенная девушка Энн, которой в деталях, неспешно и со всеми подробностями подрезали шейку сначала с одной стороны, а потом и с другой, после чего аккуратно отделили голову от тела. Потом "на орехи" досталось и самому доктору Фрейдштейну - ему отрубили левую руку и пырнули ножом, в результате чего из него высыпалось немаленькое количество симпатичных маленьких опарышей. Но разве такими вещами убьешь настоящего зомби? Конечно же нет - поэтому нападавший (собственно отец семейства, доктор Бойл) весьма жестоко поплатился за свой проступок - бессмертный доктор играючи вырвал впечатляющий кусок из горла Нормана, тем самым, естественно, убив его. Что ж, остались еще двое - красавица Катриона - oops, точнее ее экранный персонаж, Люси Бойл и ее сыночек. Катрионе в этом фильме не повезло - ее протащили по весьма длинной лестнице вниз головой по ступеням... но вот маленькому ублюдку все же удалось сбежать из проклятого подвала - призраки жены и маленькой дочки Фрейдштейна помогли, заразы... А ведь так хотелось увидеть садистскую смерть этого белокурого "дитятки" - пожалуй, одного из самых неприятных детских персонажей, которых мне доводилось видеть на экране (у паренька огромные, непропорциональные и очень неприятные губищи, тупые маленькие глазки и блондинистые волосики, уложенные в совершенно безумную прическу, а уж про его "милый голосок", пусть и дублированный, я вообще лучше умолчу...).

Естественно, на протяжении всего фильма практически все персонажи совершают самоотверженные акты глупости и ломятся в темный зловещий подвал, где проживал опальный доктор Фрейдштейн по поводу и, что происходит намного чаще, ВООБЩЕ БЕЗО ВСЯКОГО ПОВОДА! :) Причем непонятно другое - как в таком маленьком на вид и захламленном подвале удавалось не только все это время доктору прятаться, но и прятать многочисленные трупы своих жертв. В самом начале фильма семья Бойлов подвал исследовала и не нашла там ничего предосудительного, зато в финале подвальное помещение не только явно расширилось, и в нем "внезапно" обнаружились подвешенные тушки убиенных ранее жертв, но и СТОЛЫ ДЛЯ ВСКРЫТИЯ и куча ржавых медицинских инструментов, с намотанными на них кишками и мускулами :) Интересно, куда в начале фильма смотрели отважные исследователи подвала и какие надо было иметь глаза, чтобы всего этого хозяйства не заметить? %) Ответ на самом деле весьма прост - начальные сцены подвала снимались в настоящем подвале настоящего дома, в то время как финальная бойня целиком и полностью снималась в студии в Риме - ну а в студии надо же и оператору развернуться, и осветителям, да и вообще...

При всех логических и фактических несуразностях, фильм, однако, смотрится весьма неплохо, и большая заслуга в этом, безусловно, не только фирменной "фульчевской атмосферы хоррора", но и в потрясающе эффектном музыкальном сопровождении композитора Уолтера Риццатти (Walter Rizzati) которому удалось минимальными (я бы даже сказал минималистскими) средствами создать впечатляющие образцы тревожной и мрачной музыки. Помимо замечательной музыки и тревожной атмосферы, фильм также может похвастаться неплохой работой оператора и отличными, весьма реалистичными (за некоторым исключением) спецэффектами и гримом - любители садистских убийств безусловно ими не будут разочарованы :)

Что же касается фильма в целом, то, на мой взгляд, из "классического Фульчи" (к которому не только я, но и большинство поклонников мастера относят, помимо данной картины, такие фильмы, как "Зомби", "Город Живых Мертвецов" и "По Ту Сторону") - это самая слабая работа, которая, однако, имеет и свои сильные стороны (отличная музыка, душка МакКолл и брутальные спецэффекты) и уж абсолютно точно является классикой. Поклонники творчества старика Фульчи, безусловно, уже давно имеют данный фильм в своей коллекции, что же касается остальных зрителей, то им с картиной стоит как минимум ознакомиться, ну а что с ней делать дальше - уж каждый решит по окончании просмотра. Кто-то наверняка поставит ее на видное место в своей видеоколлекции, но большинство, я уверен, в особенном восторге от ленты вряд ли останутся, хотя кто знает...