В свете последней голливудской моды на ремейки хоррор-классики, фирмачи добрались и до наследия "Джона, нашего, Карпентера" (John Carpenter), фильмы которого в последнее время активно ремейкируют. Уже вышли посредственные "Нападение на Полицейский Участок 13" ("Assault on Precinct 13", 2005) и "Туман" ("The Fog", 2005), теперь вот переделали "Хэллоуин", а на подходе новые версии "Побега из Нью-Йорка" ("Escape from New York", 1981) и "Нечто" ("The Thing", 1982). Впрочем, если "Нападение" и "Туман" были "чистыми римейками", то фильм Зомби - это "переосмысление" карпентеровской классики, которое существенно отличается от оригинала...

Маленький Майкл Майерс рос в неблагополучной семье, что, вкупе с плохой наследственностью, вылилось в клиническую психопатию. Как и любой маньяк, начинал малютка Майкл с мучения и убийств животных, после которых перешел на людей, убив в канун Хэллоуина школьного недруга и разделавшись со всей своей семьей, кроме шалавы-мамашки и любимой им крохотной сестрички. Майкла, разумеется, арестовали, и упекли в психиатрическую клинику особо строгого режима, где под присмотром доктора Лумиса мальчишка за семнадцать лет вырос в молчаливого двухметрового громилу, занимавшегося изготовлением масок. Его час настал в канун очередного Хэллоуина, когда Майкл, сбежав из клиники, отправился в родной город на поиски любимой сестренки...

С самого начала работы над новым "Хэллоуином" Роб Зомби понял, что сделать ему нужно не банальный ремейк, пересказав классическую историю Майкла, а собственный, оригинальный фильм. Получив благословение Карпентера, Зомби написал сценарий, в котором бОльшая часть времени уделялась Майклу Майерсу, а не Лори Строд, как это было в классике, в результате чего почти две трети ленты абсолютно новые, и лишь последний, третий акт, своеобразно перетасовывает уже известные события фильма Карпентера. Первый час нам в ярких красках рассказывают "backstory" Майкла, которого циничный Роб поселил в классическую "white trash" семейку с потасканной мамашей-стриптизершей, ее вечно пьяным сожителем-тунеядцем, шалавистой сестричкой-школьницей и совсем маленькой сестрой, к которой Майкл был по-настоящему привязан. Большую часть свободного времени будущий маньяк посвящал мучению и убийству животных, а так же рукоделию - он делал маски. Считая себя уродливым, Майкл постоянно носил на лице клоунскую маску, полагая, что за ней его никто не видит, и впоследствии это стало его фирменным знаком. Вообще, Роб в своем фильме объяснил много вещей, опущенных Карпентером в оригинале. Первую из них я уже назвал - это история Майкла, которая, надо сказать, разительно отличается от того, что было в фильме Карпентера, где мальчик был явно из благополучной семьи, и источник его безумия остался для зрителя тайной. Потом - происхождение маски. В оригинале лишь вскользь упоминается, что она была похищена из магазина вместе с кухонным ножом, в то время как по версии Зомби ее приносит в дом бойфренд шалавистой сестрички, пытаясь напугать ее на Хэллоуин. Также в новом фильме объясняется одержимость Майкла масками, чего в оригинале не было и в помине, да и вообще вся лента Зомби - это реалистичное жизнеописание маньяка-психопата, в то время как фильм Карпентера - классическая история о "бугимэне", неубиваемом и беспощадном монстре из детских страшилок. В данном вопросе лично мне намного больше импонирует подход Роба, который вложил в действия своего персонажа логику, которой не было в оригинале. Не было там и такого количества брутального насилия, крови и обнаженки, которое с нордической стойкостью, но без смакования, демонстрирует зрителю Зомби. (Самое удивительное, что при всем этом, а ведь в картине еще есть убийство ребенка, лента получила вожделенный рейтинг "R" с первой попытки и без каких-либо сокращений. Сам Зомби этому несказанно удивился, предположив, что все дело в потоке "torture porn", типа "Пилы" ("The Saw", 2004) и "Хостела" ("Hostel", 2005), который расчистил дорогу его детищу, взяв на себя весь удар :)) В его фильме Майкл убивает всех с особенной жестокостью, сверхреалистично и кроваво, что, с моей точки зрения, является огромным плюсом просто потому, что в оригинале некоторые убийства были сделаны халтурно. Да и брутальный реализм картины действительно способен напугать, ведь теперь зритель чувствует, что происходящие на экране события вполне реальны, и то же самое когда-нибудь вполне может случиться и с ними, чего не скажешь о действиях вымышленного злодея из детских пугалок. Реализм и депрессивная серьезность нового "Хэллоуина" - одни из самых больших плюсов ленты, которая, по сути дела, из одних только плюсов и состоит. Несмотря на существенные переработки, режиссер старался не изменять иконографии оригинала, поэтому маска Майкла Майерса в новом фильме - классическая, да и тревожная музыкальная тема Карпентера никуда не делась, вступая в самые ответственные моменты фильма. Будучи большим поклонником старого рока, Зомби, помимо прочих, вставил в свою ленту композиции таких коллективов как Nazareth ("Love Hurts"), Blue Oyster Cult ("(Don't Fear) The Reaper"), Alice Cooper ("Only Women Bleed") и KISS ("God of Thunder"), не забыв и про себя любимого (песня "Sawdust In The Blood").

Так как любит он не только старую музыку, но и фильмы, то этот свой проект он буквально наводнил культовыми актерами, дав большинству из них микроскопические роли. Из самых микроскопических стоит отметить тридцатисекундное появление в кадре "почетного вампира" Удо Кира (Udo Kier) вместе с "красавчиком" Клинтом Говардом (Clint Howard) - оба они "играют" докторов. Бывшая амазонка, космонавтка и оборотень, Сибил Даннинг (Sybil Danning), получила небольшую роль медсестры, которую брутально "мочит" малолетний Майерс. "Капитан Сполдинг", Сид Хэйг (Sid Haig), является смотрителем кладбища. Его партнер по "Дому Тысячи Трупов" ("House of 1000 Corpses", 2004), Билл Мосли (Bill Moseley), играет одного из охранников-перевозчиков вместе с другим "Би-ветераном", Томом Тоулсом (Tom Towles). Культовый трэш-актер Ричард Линч (Richard Lynch) светится в крошечной роли директора школы, а не менее культовый Дэнни Трэхо (Danny Trejo) предстает в необычном для себя амплуа тихого и доброго уборщика в психбольнице. Очаровательная Ди Уоллес (Dee Wallace), снявшаяся чуть ли не во всех значимых жанровых лентах последних тридцати лет, получила небольшую роль Синтии Строд, а чернокожий борец с зомби из оригинального "Dawn of the Dead" (1978) Ромеро, Кен Фори (Ken Foree), исполняет небольшую роль крутого дальнобойщика, "замоченного" Майклом прямо по заветам Путина, в сортире... :) Еще в картине должна была участвовать бывшая жена Карпентера, Адриана Барбо (Adrienne Barbeau), но ее роль осталась на полу монтажной. Что же касается других "культовых", то им добрый Зомби от щедрот отвалил намного более значимые роли. Уильям Форсайт (William Forsythe), уже работавший с Робом над его "The Devil's Rejects" (2005), смачно сыграл тунеядца-отчима Майкла. Великолепный Брэд Дуриф (Brad Dourif) стал в новой картине шерифом Брэкетом (Sheriff Lee Brackett), ну а потрясающий "Калигула" ("Caligula", 1979), Малкольм МакДауэл (Malcolm McDowell), блестяще "вошел в образ" доктора Лумиса. Не забыл режиссер и о своей очаровательной женушке, Sheri Moon Zombie, которая в образе потасканной жизнью и забитой обстоятельствами стриптизерши смотрится сверхреалистично, хотя в окружении таких суперактеров сложно, как мне кажется, халтурить. Поэтому никто и не халтурил, выкладываясь на все сто. Малолетний Дэг Фэйрк на ура сыграл десятилетнего Майкла, а бывший рестлер Тайлер Мэйн крошил всех подряд ничуть не хуже своей "десятилетней версии". Что же касается новой Лори Строд, то Скаут Тэйлор- Комптон, конечно, очень мила, и в эту роль вписалась идеально, но слава Джейми Ли Кёртис (Jamie Lee Curtis) ей вряд ли светит, хотя, кто знает. Что же касается ее подружек, то у Кристины Клебе довольно неплохие сиськи, а Дэниэль Харрис - единственная из всего актерского состава, снимавшаяся в двух других лентах франшизы (Hallowen 4 и 5). Кстати, именно из-за этого поначалу Зомби не хотел утверждать ее на роль, считая, что в ремейке не должны участвовать актеры предыдущих фильмов, но, не найдя лучшей кандидатуры на роль Линды сдался, хотя актрисе уже тридцатник, а играет она школьницу... :) Для тридцати, впрочем, она очень даже хорошо сохранилась, видимо, пластические хирурги, персональный шейпинг и изматывающие диеты Голливуда обладаю поистине магическим эффектом...

В данном же конкретном случае магическим эффектом обладает режиссер картины, Роб Зомби, который новым проектом не только показал в очередной раз свой недюжинный талант, но и вдохнул новую жизнь в, казалось бы, уже навсегда погубленную франшизу. По сути дела, он снял не ремейк "Хэллоуина", а его приквел, совмещенный с переосмыслением оригинала, для чего в третьем акте им грамотно тасуются классические эпизоды Карпентера, некоторые из которых сняты режиссером "один в один", чему помог тот факт, что натуру снимали в том же пригороде, где происходило действие оригинала :). Все это смотрится свежо и оригинально даже для тех, кто наизусть знает классическую ленту, а не знакомые с франшизой зрители воспримут эту версию жизнеописания маньяка даже лучше оригинала, потому что она базируется на реальности, а не на сказке. В отличие от фильма Карпентера, доктор Лумис не становится героем, а тело Майкла никуда не исчезает, потому что в фильме Зомби его окончательно и стопроцентно "замочили", не оставив и намека на продолжение. Впрочем, все мы знаем, что из любой, даже самой "безсиквельной" концовки ушлые продюсеры со сценаристами всегда найдут способ сделать новую часть успешной франшизы, хотя я искренне надеюсь, что с этим фильмом этого не произойдет, ибо в нем тема Майкла Майерса окончательно и бесповоротно закрыта. Во всяком случае - Робом Зомби, который сразу объявил, что ни о каком сиквеле с его участием не может быть и речи, и что он сделал именно то, чего хотел, но не смог реализовать Карпентер, который в свое время был против создания сиквела - убил Майкла.

Стоивший смешные пятнадцать миллионов, только за первый уикенд проката фильм заработал в Штатах тридцать с половиной, дебютировав в конце августа на первом месте бокс-офиса. Всего же в североамериканской копилке фильма оказалось пятьдесят восемь миллионов, и хотя международный прокат ленты только начинается, картина уже заработала около шести с половиной миллионов за океаном, что говорит о серьезном коммерческом успехе. Этот успех и может подтолкнуть продюсеров, братьев Вайнштейнов (Weinstein), к созданию сиквела, но это будет не лучший шаг с их стороны, ибо фильм Зомби - самодостаточное и ЗАКОНЧЕННОЕ произведение, которое не нуждается ни в каких продолжениях. Западная критика и поклонники оригинала, разумеется, в своих оценках фильма разделились, и большая часть из них картину невзлюбила, хотя лично я искренне не понимаю за что. Зомби очень бережно отнесся к хоррор-классике, существенно ее переработав и "расширив", а уж общее качество ленты, вне всяких сомнений, просто отличное. Я рекомендую посмотреть картину не только всем "жанровым зрителям", но и поклонникам оригинала, ибо в версии Роба "Хэллоуин" заиграл новыми, доселе невиданными красками! Особенно в плане диалогов... ;)