У культового трэш-маньяка Чарльза Бэнда явно есть какая-то странная фиксация на куклах, иначе он бы не плодил огромное количество фильмов с их участием. И если в девяностых его многочисленные "кукольные" экзерсизы активно топали прямиком на видео, то в восьмидесятых, после феноменального успеха спилберговских "Гремлинов" (Gremlins, 1984), народ хавал аналогичные, пускай и малобюджетные, проекты как горячие пирожки. Ну, а Чарли не был бы Бэндом, если бы не чувствовал, "откуда ветер дует", оперативно выдавая на-гора низкобюджетные версии голливудских мегахитов под лэйблом Empire Pictures...

Могущественный черный маг Малколм Грэйвс (в истерическом исполнении известного хард-рокера семидесятых Майкла Деб-Барра) на одной из черных месс решил принести в жертву собственного малолетнего сына, которого, впрочем, в обиду не дали два других участника церемонии. Через двадцать пять лет сынуля вырос и унаследовал имение папочки, который вроде как сошел в могилу. Переехав в пустующее поместье со своей возлюбленной, вскоре Джонатан Грэйвс нашел все магические причиндалы родителя и, ведомый его волей, довольно быстро поднаторел в искусстве колдовства, вызвав в этот мир не только многочисленных кукольных монстриков, но даже и двух разнополых карликов в уморительных жестяных шлемах :) Эти самые карлики подсказали своему новому хозяину ритуал оживления папочки, который вскоре и был Джонатаном осуществлен. Папа, однако, вместо того, чтобы обнять и расцеловать сына, сначала убил всех его друзей, а потом пожелал исправить "ошибки молодости" и порешить-таки сыночка, получив его молодость, но тут из ближайших кустов вдруг выскочил... Нет, вовсе не "резвый хуй", как спел бы в свое время гениальный господин Лаэртский (для тех, кто не в курсе, это слова из песни "Хуй, Говно и Муравей" с альбома 1992-го года "Детства Чистые Глазёнки"), а добрый маг-садовник, который и вступил с папашкой в "магическую рукопашную", метая гром и молнии из глаз не хуже самого императора в "Возвращении Джедая"! :) Разумеется, бобр..., извините, ДОБРО, в очередной раз победило зло, и нипутевый маг Джонатан со своей возлюбленной и ненавязчиво ожившими друзьями поспешили убрать ноги из этого прОклятого дома, захватив по пути и резиновых монстриков... ;)

Как видите, Чарльз Бэнд в очередной раз представил публике полнейший угар, который та, однако, с удовольствием разжевала и проглотила, обогатив продюсеров на десятки миллионов долларов! Изначально этот проект разрабатывался в 1983-м как "Beasties", с эффектами Стэна Уинстона (Stan Winston, с которым Чарли годом раньше поработал над космически-монстровым 3D-фильмом "Parasite", где начинала свою кинокарьеру Деми Мур (Demi Moore, для нее это вторая роль в кино)) и режиссурой самого Чарльза, однако вскоре сценарий был переписан Лукой Берковичем, и господин Бэнд доверил ему сесть в режиссерское кресло, оставив себе роль исполнительного продюсера (и львиную долю прибыли, разумеется ;)). Для Луки, тогда уже состоявшегося актера, этот проект стал одновременно и режиссерским, и сценарным дебютом, после которого он уже не мог не писать и не режиссировать, осчастливив нас в 1995-м году удачной зомби-хоррор-комедией "Бабуля" ("The Granny") :) На главные роли, помимо уже упомянавшегося Майкла Деб-Барра, были приглашены обладатель довольно отталкивающей и некрасивой внешности Питер Лиапис, и безумно похожая на Милен Фармер, тоже, кстати, француженка, Лиза Пеликан. Основной "прикол" в таком кастинге (а на роль Джонатана, между прочим, пробовался сам Джеффри Комбс!) заключался в возрасте актеров, которые должны были изображать учеников колледжа. И если двадцатилетняя Лиза еще могла "тянуть" на учащуюся девочку (хотя тоже с трудом, ибо выглядит она старше своих лет), то Питер со своей "рожей кирпичом" и явно зашкаливающими возрастным характеристиками мог тянуть только на хронического второгодника :) Но это, равно как и топорная (или наоборот, уж слишком эксцентричная) игра всех без исключения актеров, ни создателей, ни аудиторию явно не смущала, равно как и не смущали ее откровенно резиновые куклы, одна из которых появляется прямо из унитаза, "пугая эхом пространство" (снова Лаэртский ;))! Дебилизм сценария, вкупе с никакой актерской игрой, вкупе с откровенно халтурными кукольными эффектами (в то время как анимационные эффекты, кстати, вполне себе ничего), вкупе с практически полным отсутствием крови и полнейшим отсутствием обнаженки (для получения вожделенного рэйтинга PG-13 пришлось вырезать аж двенадцать минут, в результате чего общий хронометраж фильма скукожился до смехотворных 81 минут, включая длииинные конечные титры) дают в сумме... та-да! - 35 миллионов долларов кассовых сборов (при бюджете в миллион)!!! И это без учета последующего видеорелиза. Что тут говорить, молодец старина Чарли, успел выдать на-гора свой фильм про монстриков на год раньше конкурентов ("Зубастики" от New Line, к примеру, вышли годом позже, и соскребли со зрителей "жалкие" тринадцать миллионов). Ну, а если фильм собирает такие бабки, то сами понимаете, сиквела не миновать. Он, двумя годами позже, и "не миновал", сконцентрировавшись наконец на титульных "гоблинах" (в то время как в первом фильме, несмотря на название, самим созданиям внимания практически не уделено), но успеха у аудитории уже не имел и довольно быстро сошел с экранов. От дальнейших сиквелов, правда, спасу все равно не было, хотя клепала их уже не Empire (обанкротившаяся в конце восьмидесятых), и пошли они, разумеется, прямиком на видео. "Гоблины 3" вышли в 1991-м, а четвертая часть, в которую снова вернулся Питер Лиапис, в 1994-м. Если сиквел был по многим параметрам намного лучше откровенно слабого оригинала, то третья и в особенности четвертая (так как снимал ее известный бракодел и идиот Джим Вайнорски (Jim Wynorski)) части франшизы являются уже откровенным мусором и к просмотру не рекомендуются. Оригинальные же "Ghoulies" и их непосредственный сиквел должны посмотреть все любители жанрового кино, ибо это уже классика "cheap trash monster movies"...