"Создатель Уродов", или, в штатовском прокате, "Мутации" - это детище ушлого американского продюсера Роберта Вийнбаха (Robert D. Weinbach), который в конце шестидесятых и начале семидесятых активно работал в Европе. Будучи большим поклонником культового фильма "Freaks" ("Уроды" Тода Браунинга, 1932), господин Вийнбах с удовольствием взялся за реализацию сценария своего старого приятеля Эдварда Манна (Edward Mann), в котором фигурировало немало этих самых фриков, да к тому же был еще и безумный доктор. "Два в одном", короче говоря - зрителю можно было показать и настоящих уродов, и "искусственных", вышедших из стен лаборатории профессора Нольтера. Денег на реализацию проекта у Роберта было немного, всего четыреста тысяч долларов, но за эту сумму он умудрился не только отснять свою картину в одной из самых дорогих столиц мира, Лондоне, но еще и пригласить в нее кучу известнейших актеров, оскароносного оператора-режиссера, и, разумеется, настоящих "фриков"! По нынешним временам такой проект, по прикидкам самого Вийнбаха, потянул бы никак не меньше чем на пять миллионов, а тогда - пожалуйста: будущий доктор Лумис (Dr. Sam Loomis) из мегапопулярной франшизы "Halloween", Дональд Плезенс, в качестве безумного доктора; уважаемый театральный актер и будущий "Doctor Who", Том Бэйкер, в виде уродливого владельца карнавала; оскаровский номинант, карлик Майкл Данн, в роли лидера фриков; ну и, конечно, супероператор (снявший, среди прочего, "Conan the Destroyer", "Rambo: First Blood Part II" и жанровый "Cat's Eye") и режиссер Джек Кардиф, за свою семидесятилетнюю (!!!) карьеру выигравший, по-моему, все, что только можно, включая одного оскара и три номинации на него! Такой звездный состав креативной команды, по идее, должен выдать на гора как минимум суперхит, а может даже и шедевр, но что же получилось на самом деле? Давайте узнаем... ;)

Итак, талантливый ученый, профессор Нольтер, днем преподает биологию в университете, а ночью, в своей лаборатории, трудится над созданием гибрида человека и растения. По его задумке, это должно избавить человечество от большинства насущных проблем, типа голода, ведь будущие "люди-растения" смогут вдоволь "покушать" просто выйдя на солнышко :) Впрочем, в своей работе профессор зашел уже слишком далеко, и, с помощью владельца циркового карнавала, "самого уродливого человека на земле", Линча, стал похищать молодых людей для своих экспериментов. Да не просто "каких-то там людей", а собственных студентов! Впрочем, похищениями и выбором жертв заведовал уродливый Линч, а профессор, в пылу важной работы, просто не обратил на очередную "подопытную" должного внимания. А зря! Потому что ее пытливые друзья-студенты стали активно искать пропавшую девушку. Один из них, Тони, очень быстро "доискался", угодив прямиком на стол к гениальному профессору, который превратил-таки его в ходячее растение, но не сумел удержать в стенах лаборатории, за что, вместе со своим подручным, вскоре и поплатился...

Классический сюжет про "сумасшедшего доктора", честно говоря, довольно бредов, хотя интерпретация своего персонажа Дональдом Плезенсом весьма интересна. В его исполнении профессор Нольтер вполне обычный человек, без откровенной одержимости маньяка, вычурной эксцентрики или ярко выраженного безумия. Просто, он очень любит свою работу, и готов ради достижения результата и светлого (в его понимании) будущего человечества отбросить любую этику, принеся в жертву немногих, на благо миллиардов. Уродливый Линч, в свою очередь, наоборот, является откровенным "плохим парнем", за что, впрочем, в конце фильма и получает по заслугам. Тома Бэйкера, кстати, в гриме совсем не узнать, но обильную слюну из уголка рта он пускает поистине гениально ;) Что же касается фриков, то в фильме мы можем наблюдать реальных участников "шоу уродов", некоторые из которых являются действительно удивительными существами. Например, Эстер Блэкмон (Esther Blackmon), "женщина-крокодил", страдающая редкой формой кожного заболевания, которое делает ее похожей на чешую. Или "Pretzel Boy" (pretzel - крендель) Хью Бэйли (Hugh Baily), карлик с безумно искривленными и изогнутыми конечностями, как у бублика. Однако настоящей звездой всего шоу, во всяком случае с моей точки зрения, является чернокожий "Popeye" Вилли Ингрэм (Willie Ingram), который обладает способностью выдавливать глаза наружу! Это, доложу я вам, нужно видеть...

Настоящие фрики, впрочем, по гротескности уступают искусственным созданиям доктора Нольтера, зато "делают" их числом и разнообразием, потому что во всем фильме нам показывают всего двух "растенилюдей", плюс несколько менее впечатляющих достижений доктора. Весьма качественный грим и спецэффекты для фильма делал к тому времени уже престарелый Чарльз И. Паркер (Charles E. Parker), последней работой которого незадолго до смерти стали некоторые инопланетные посетители кантины из первых "Звездных Войн" ("Star Wars", 1977). Заведовал же всем Джек Кардиф, суперпрофессиональный оператор (в этом качестве работающий, кстати, до сих пор, а год его рождения - 1914...), но совершенно посредственный режиссер, явно не чувствующий ритма постановки. Благодаря этому, фильм получился довольно занудным, скучным и не особенно интересным, с длинной экспозицией и скомканным финалом. В нем, конечно, есть несколько достойных эпизодов, да и один только "Попай" многого стоит, но его участие в ленте к ее режиссерским "достоинствам", разумеется, никак не относится :) Видимо, поняв, наконец (после пятнадцати фильмов ;)), что режиссер из Джека никудышный, продюсеры больше не предлагали ему посидеть в кресле с надписью "director", зато активно использовали стариковские таланты кинематографиста. Эту ленту, впрочем, снимал Пол Бизон (Paul Beeson), ведь негоже режиссеру, даже если он сам является отличным оператором, еще и за камерой как последний лох стоять... ;)

Любителям всего необычного в лице настоящих цирковых уродцев, этот фильм, безусловно, будет интересен, хотя нельзя сказать то же самое про поклонников ужасов, так как никаких особенных ужасов в этой картине нет. И хотя формально эту ленту можно отнести к поджанру "mad scientist", любителям оного мне также сложно ее порекомендовать, потому что ученый в этом фильме не особенно и сумасшедший, а даже если и есть у него чуток "безуминки", то внешне это никоим образом не проявляется :) Энтузиасты еврокульта, впрочем, должны посмотреть эту картину обязательно, так как она, собственно говоря, уже давно культом и является... ;)