К пятой серии хаммеровской франшизы про Франкенштейна, акцент фильмов уже окончательно сместился с "монстра" на самого доктора, сделав его не просто фанатичным ученым-эксцентриком, но настоящим негодяем...

Барон Франкенштейн, в бегах, путешествует по Европе, продолжая свои эксперименты. Его коллега, доктор Фредерик Брант (Dr. Frederick Brandt), открыл секрет длительного сохранения мозговой ткани, который очень необходим барону для его экспериментов, но случилась незадача - Фредерик неожиданно сошел с ума. Но не в правилах Франкенштейна отчаиваться, поэтому он решает выкрасть доктора из психушки, чтобы вылечить его и узнать секрет "из первых уст". Да и остановился в городе барон весьма удачно, в небольшой гостинице невесты Карла Холста, работавшего в психиатрической клинике, где содержали Фредерика Бранта. Прознав про то, что Карл "фарцует" наркотой на черном рынке (в клинике он имел доступ к кокаину), Франкенштейн шантажирует молодых людей и с их помощью выкрадывает своего безумного коллегу из клиники. Но дальнейшие планы Виктору пришлось серьезно корректировать, ибо все оказалось не столь просто, как виделось ему вначале...

В этой серии "наш добрый доктор" окончательно переродился в беспринципного тирана, подонка и исключительно мерзкую личность, которая не чурается не только психологического давления, но и физического насилия. Более того, в этой серии интеллигентный прежде Франкенштейн насилует (!!!) невесту своего невольного подельника, после чего, как ни в чем не бывало, продолжает подготовку к операции по пересадке мозга. Справедливости ради надо сказать, что эта сцена с изнасилованием (довольно, кстати, натуралистичная, но без обнаженки) была добавлена в фильм в самый последний момент, потому что глава студии, сер Джеймс Каррерас (Sir James Carreras), решил, что в картине "недостаточно секса". И режиссер Теренс Фишер, и сам "Франкенштейн" Питер Кушинг были не в восторге от такого решения, но руководству, тем не менее, подчинились (не исключаю, что за небольшую прибавку к жалованию ;)). По сути дела, в этом фильме Франкенштейн, превратившийся в моральное чудовище, поменялся местами со своим "монстром", который здесь вовсе не страшен, будучи жертвой безумных поступков барона. Пожалуй, это единственный фильм из всей серии, где Виктору полностью удались все его операции, и получившийся результат превзошел все его ожидания - пациент не оказался чудовищем, не сошел с ума и не стал крушить всех и все, но то, что с ним сделал барон, ему все-таки не понравилось. А значит, пришла пора мести, циничной и изобретательной, хотя цели она не достигла, если барон, живой и здоровенький, появился еще в двух сиквелах (в одном из которых, "The Horror of Frankenstein" (1970), его роль, правда, исполнял не Питер Кушинг, а Ральф Бэйтс (Ralph Bates))...

Видимо, еще не до конца уставший от сериала Теренс Фишер (поставивший пять из семи фильмов франшизы) демонстрирует в этой ленте отличную творческую форму, чего не скажешь о его последнем детище про Франкенштейна, снятом пятью годами позже, "Frankenstein and the Monster from Hell". Двигаясь к своему закату и наслаждаясь ослаблением цензуры в Англии, студия настояла на более "брутальном" Франкенштейне, и вот, пожалуйста, - насилия, крови, и вполне реалистичных "операционных" эффектов тут раза в два больше чем в предыдущих частях франшизы, плюс, разумеется, эта сцена изнасилования. Актеры во главе с Кушингом играют замечательно, оператор постарался на славу, а Теренс Фишер выжал из истории все, что только смог. Фильм получился захватывающим, динамичным, с большой долей насилия, цинизма и толикой иронии. Одним словом - отличная картина для всех поклонников Хаммера и доктора Франкештейна!