В славных шестидесятых, когда еще было много независимых кинотеатров и драйв-инов, два ушлых дельца из Нью-Йорка, скрывавшихся под вывеской "New York City Concrete Co.", неплохо жили, клепая по два микробюджетных фильма в год. Их "бизнес план" был прост, как две копейки: они умудрялись снимать свои картины всего за двадцать пять тысяч долларов, после чего продавали кинотеатрам и драйв-инам "пакет" из двух таких фильмов минимум за сто тысяч, так что с каждой ленты получался неплохой "навар" в сто роцентов, на который оба предпринимателя и жили, иногда, конечно же, завидуя своим более успешным конкурентам. В отличие от других микробюджетных поделок этой конторы, "Франкенштейн Встречает Космического Монстра" смотрится чуть ли не блокбастером, ведь в его производство вложили целых ШЕСТЬДЕСЯТ тысяч! Да и снимали не только в Штатах, но и в курортном городке Пуэрто-Рико, где продюсеры имели бесплатный доступ к некоторым локациям...

На землю летят немногочисленные марсиане, выжившие в междоусобной ядерной войне. Их предводительница - холодная принцесса Маркузан, а манерный карлик Надир, - ее правая рука и главный стратег полета. Их цель - похитить на земле фертильных женщин, потому что собственных ресурсов для воспроизводства после войны у марсиан не осталось. Одновременно с этим НАСА запускает к Марсу корабль с человекоподобным андроидом "капитаном Фрэнком" на борту, которого представили прессе как настоящего астронавта. Инопланетяне американскую ракету сбивают, но Фрэнк успевает катапультироваться и приземляется в Пуэрто-Рико. Следом за ним высаживаются кровожадные марсиане, которые пытаются уничтожить андроида, но лишь повреждают его, в результате чего тот "сходит с ума", и в полуобгорелом виде идет крушить местных жителей. "Забив" на робота, пришельцы начинают похищать земных женщин, в то время как военные специалисты НАСА, в лице доктора Стила и его помощницы Карен, срочно вылетают в Пуэрто-Рико на поиски Фрэнка. Вскоре им удается его обнаружить и снова "приручить", но Карен, в числе прочих, похищают пришельцы, что позволяет доктору Стилу с обгорелым Фрэнком выйти на место приземления марсиан. Тут уже в дело вступают военные, которые начинают обстреливать летающую тарелку, и пришельцы, в панике, решают "срочно валить отсюда". Но пойманный ими Фрэнк освобождает пленниц, и смело бросается в бой с кровожадным космическим монстром по имени Мулл (Mull)...

Как видно из описания сюжета, этот фильм является концентрированным бредом вселенских масштабов, помноженным на абсолютный кэмп и частое использование "stock footage" (свободно доступных киноматериалов). Практически половина, и так не очень длинного (77 минут), фильма состоит из этих самых "свободных материалов", которые представляют собой нарезку из старой NASAвской хроники, военных учений и прочей документалистики. Эти кадры склеены друг с другом из рук вон плохо, в результате чего главные герои отправляются в Пуэрто-Рико на бомбардировщике B-52, а приземляются уже на Боинге 707 :) И такие вот "досадные нестыковочки" идут на протяжении всего фильма, который и сам, по сути дела, состоит из двух независимых историй - про марсиан, прибывших на землю за женщинами, и про вышедшего из под контроля робота, крушащего ни в чем не повинных людишек. Даже если бы обе эти истории воплотили в двух отдельных фильмах, то они оказались бы исключительно дерьмовыми, но их совмещение в пространстве одной картины - это вообще уже за пределами добра и зла! Впрочем, именно этим данный фильм и интересен, как исследование того, на сколь далекие расстояния могут простираться пределы добра и зла для каждого конкретного индивидуума. Однако завершить это исследование смогут лишь стойкие поклонники культа или просто очень любопытные люди, потому что "простые зрители" очень вряд ли досмотрят этот бред до конца, если вообще набредут на него по телевидению или на видео. Поклонники же культа будут в неописуемом восторге от веселеньких поп-песенок "That's the Way It's Got to Be" и "To Have and Hold", играющих в картине совершенно не к месту, откровенно картонных декораций "космического корабля", ужасающе плохого грима "инопланетян", многочисленных документальных вставок и волосатого "космического монстра" в исполнении известного ныне голливудского актера Брюса Гловера (Bruce Glover, папа не менее именитого Криспина Гловера (Crispin Glover))!

С актерами этому фильму вообще несказанно повезло, хотя вряд ли кто-нибудь из них впоследствии упомянул эту ленту в своем профессиональном резюме :) Так, лысого манерного карлика Надира с подведенными глазами и ярко накрашенными губами играет Лу Кьютэл, за плечами которого уже более семидесяти ролей в кино и на телевидении. Его экранную повелительницу, красавицу Маркузан, в своем нелепом наряде "косящую" под Клеопатру, играет "Playboy's Playmate of the Month" (за июнь 1959-го), Мэрилин Хэнольд, выскочившая в 1967-м за нефтяного магната Рулона Китона Нильсона (Rulon Keaton Nielson), что автоматически стало концом ее телевизионной и кино-карьеры. Роль доктора Адама Стила досталась импозантному Джеймсу Карену, который особенно известен жанровому зрителю своим появлением в "Возвращении Живых Мертвецов" Дэна О'Бэннона (Dan O'Bannon's "The Return of the Living Dead", 1985), а его полная фильмография насчитывает более ста семидесяти фильмов. Ну и, конечно, уже упоминавшийся Брюс Гловер в двойной роли пришельца/чудовища. Для него этот фильм - второй в фильмографии, после которого актер резко пошел в гору, в конечном итоге став не последним человеком в Голливуде. Воистину удивительно, что "трэш животворящий" с людьми делает, а еще многие говорят, что начинать свою карьеру в таких фильмах - зазорно. Если судить по "Франкенштейну", то это явно не так, хотя никто из задействованных там актеров особо не выкладывается, безбожно переигрывая, а немногочисленные старлетки, которых "похищают" инопланетяне, так и вовсе стоят перед своими "похитителями" как послушные куклы без тени эмоций. Про туристические поездки Джеймса Карена и Нэнси Маршал на мотороллере по узким улочкам пуэрториканского курортного городка я вообще молчу, равно как и про "бластеры" марсиан, похожие на ручные фены... ;)

Разумеется, фильм такого ужасного качества провалился в прокате, хотя, помимо дистрибьюторов, это мало кого взволновало. Но самое смешное с этой лентой случилось чуть позже - в те времена, если высокобюджетный фильм "А класса" плохо стартовал в прокате, то студия с дистрибьюторами привязывала к нему вторую ленту "по цене одного" в святой уверенности, что такая практика подстегнет зрительский интерес к провальной картине. Так случилось и с "Frankenstein Meets the Spacemonster", которого привязали "вторым номером" к прокатной бомбе Warner Brothers "Внутри Дэйзи Кловер" ("Inside Daisy Clover", 1965) с участием таких актеров как Натали Вуд, Роберт Редфорд и Родди МакДауэл (Natalie Wood, Robert Redford, Roddy McDowall). А теперь представьте себе, что чувствовали зрители, которым после демонстрации пускай и провального, но весьма неплохого высокобюджетного цветного фильма показывали ультрадешевый черно-белый трэш с абсурдным сюжетом и бездарными актерами? Думаю, что до самого конца сеанса высиживали единицы, а некоторые наверняка бежали в кассу скандалить и требовать свои деньги взад :) Как бы там ни было, но лента очень быстро заработала себе культовый статус и сомнительного почета звание "одного из самых худших фильмов всех времен", на равных конкурируя с творениями Эда Вуда. Более того, картина получила не только широкий театральный прокат, но и долгую жизнь на телевидении, где ее любили ставить в хоррор-блоки "для полуночников", ну и, конечно, на домашнем видео, где у фильма было множество инкарнаций. Как сказал один из критиков, - "у меня есть кошмарное предчувствие, что многие достойнейшие фильмы через десятилетия забудут, в то время как Frankenstein Meets the Spacemonster зрители будут смотреть вечно"... ;) Так это или нет, покажет время, но очевидно лишь одно - картина давно уже стала истинным культом, к которому должны приобщиться все любители прекра..., извините, оговорился, - все любители УЖАСНОГО. Ибо это кино является ужасным во всех отношениях, но оттого исключительно забавным, хотя местами, надо признать, чуток скучноватым :)