Эрик Бинфорд был замкнутым молодым человеком, в жизни которого не существовало ничего, кроме фильмов. И это не доставляло никому проблем до тех пор, пока Эрик не встретил феноменально похожую на Мэрилин Монро девушку, опоздавшую на первое с ним свидание. После столь неприятного облома у Эрика немного "двинуло крышу", и он начал убивать своих обидчиков, наряжаясь в костюмы и изображая любимых киногероев...

Из этого сюжета можно было бы вытянуть ГОРАЗДО больше, чем получилось у сценариста и режиссера Вернона Циммермана, но и в своем нынешнем виде этот фильм весьма неплох, хотя местами его действие и диалоги до нельзя клишированы, а еще он поддерживает странную для подобного кино (и Голливуда вообще) идею о том, что насилие на экране порождает реальное насилие в жизни. Причем проводником этой идеи выступает "полицейский психолог", сыгранный известным трэш-актером Тимом Томерсоном, который довольно угарно тут выглядит с нелепыми окладистыми усами. Немало современные зрители поугорают и над молодым Микки Рурком (Mickey Rourke), для которого небольшая роль в этом фильме стала одной из первых в его долгой, и в общем довольно успешной кинокарьере. Правда того же нельзя сказать про карьеру двух других актеров, играющих здесь основных персонажей, - Дениса Кристофера и Линды Керридж. Денис годом ранее сыграл в оскароносном фильме "Breaking Away" (1979), после которого моментально попал в голливудский список "подающих надежды" молодых актеров и потенциальных звезд. Но вместо того, чтобы продолжить играть в драмах и прочих "уважаемых" жанрах, Денис решил сыграть в "Fade to Black", который не просто с треском провалился в прокате, но и похоронил его кинокарьеру, вынудив актера перебраться на телевидение и иногда "подыгрывать" в дешевых кинопостановках. Что же касается действительно похожей на Мэрилин Монро австралийки Линды Керридж, то она ни в какие списки потенциальных кинозвезд не попадала, и сниматься ее приглашали исключительно из-за сходства с мертвой знаменитостью, на котором далеко не уедешь. Помыкавшись со своей заметной внешностью в Голливуде до конца восьмидесятых и снявшись там всего в восьми фильмах и одном телевизионном эпизоде, в конце концов Линда на все плюнула и свалила обратно в Австралию, заниматься домом и детьми :)

Многие другие участники постановки, впрочем, так сделать не смогли, и продолжили сниматься в низкобюджетном трэше и телевизионном мыле, хотя некоторых, вроде Рурка (которому, впрочем, и терять тогда еще было нечего, да и роль у него небольшая), судьба в конечном счете приласкала. Однако режиссер и сценарист картины в их число не попал, и провал этого фильма нанес его карьере урон значительно больший, чем всем остальным. Ведь актеры худо-бедно прожить могут, играя все подряд, а если у режиссера нет проектов, то для него это намного серьезней. Ну а после "Fade to Black" господину Циммерману больше ничего не предлагали, и единственным его фильмом после "Затемнения" стала шестиминутная короткометражка "Chuck and Wally on the Road", снятая им на собственные средства в 1995-м году. Я думаю, тогда ему было особенно грустно, и сделал он это от полной безысходности :)

Но так ли уж на самом деле плох этот фильм, что он разрушил карьеры стольких людей? Самое удивительное, что фильм совсем не плох, а местами и вовсе хорош. Денис Кристофер отлично сыграл одинокого социопата, живущего в иллюзорном мире фильмов и потихоньку, шаг за шагом, съезжающего крышей, а Вернон Циммерман хорошо прописал его образ и грамотно все срежессировал. Единственной проблемой этого фильма стал третий акт, в котором герои ведут себя уже совсем иррационально, что смотрится натянуто, да и подрезать ленту минут на десять совсем не помешало бы. Плюс, как я уже отмечал выше, некоторая клишированность ситуаций и диалогов, что никакому фильму не идет на пользу, если это только не пародия. А "Fade to Black", - не пародия, хотя и на серьезную психологическую драму лента тоже не тянет. Не тянет она и на слэшер, как попытались преподнести ее маркетологи, что, собственно говоря, и стало основной причиной коммерческого провала, ибо публика, ожидавшая увидеть на экране многочисленные кровавые убийства большесисечных тинейджеров, жестоко обламалась. Большесисечных тинейджеров в фильме вообще нет, ибо даже Линда Керридж похожа на Мэрилин лишь лицом, но никак не бюстом, которого у нее вообще почти нет, а убийства в нем практически бескровные, да и акцент делается не на них, - ну что это за слэшер? Вот и в восьмидесятом люди так же думали, и эта лента почти нигде не продержалась на экранах больше двух недель, по-тихому уйдя в небытие. Я рекомендую посмотреть ее всем киноманам и любителям психологических драм, готовых закрыть глаза не некоторые несуразности и нелепые усы с псевдонаучными рассуждениями Тима Томерсона, в то время как остальные проведут свободное время гораздо интереснее, жуя попкорн под очередную серию "Трансформеров"... ;)