"Без Лица" является во многих аспектах удивительным проектом "позднего Франко", который на склоне лет, как известно, все больше промышлял (и продолжает до сих пор) безбюджетными видеоподелками, а тут неожиданно получил возможность поставить крупнобюджетный фильм с немалым количеством реальных звезд! Помог ему в этом один из крупнейших видеодистрибьюторов Франции, Рене Шато (Rene Chateau), который в конце восьмидесятых неожиданно решил податься в кинопроизводство и театральную дистрибуцию. Для своего "пилотного" кинопроекта Рене не поскупился, выделив щедрый бюджет и пригласив на съемки немалое количество звезд (пусть и не первой величины). Заправлять же процессом было поручено старине Франко, который, разумеется, с удовольствием принял предложение, со слезами на глазах вспоминая былые годы и некогда миллионные бюджеты в своем распоряжении. "Почему Франко?" - вполне резонно спросите вы. Да потому, что Рене не хотел приглашать режиссера-француза, снявшего бы ему "занудную французскую философщину", а Франко, которого он знал лично, совсем другое дело - настоящий международный мастер, поработавший везде, где только можно, и уж явно "философщиной" не обремененный. Да и сценарий (написанный самим Рене в соавторстве еще с тремя людьми), прямо скажем, к философии мало распологал, хоть и являлся, по сути дела, римейком черно-белой классики 1959-го года "Глаза Без Лица" ("Les Yeux Sans Visage" by Georges Franju). В новой версии была отброшена традиционная французская сентиментальность и под компетентным руководством Франко начался настоящий брутал ... ;)

Возвращаясь как-то раз с Елисейских полей, доктор Фламанд и две его спутницы (любовница и сестра) в подземном гараже встретили бывшую пациентку врача, очень недовольную результатом пластической операции (часть лица у нее деформировалась). Решив воздать доктору должное, она плеснула ему в лицо кислоты, но сестричка Ингрид успела оттолкнуть брата, сама получив жестокие ожоги. С того момента прошел год, который Ингрид провела в добровольном заточении в клинике брата, а сам он все это время искал радикальное средство, как помочь сестре. И нашел - полную трансплантацию кожи лица. Да вот незадача - добровольных доноров найти было проблематично, да и сам он не обладал нужной квалификацией для проведения столь сложной операции, хотя вот доктор Орлофф... нет, он тоже ей не обладал, но свел Франка с бывшим нацистом, доктором Карлом Хайнцем Мозером, успешно проводившем такого рода операции в концлагере Аушвиц. Что ж, проблема с тем, кто будет делать операцию была решена, а уж решить вопрос с донором - так это дело техники. Белокурая красавица Натали, любовница и коллега доктора, для целей донорства похищает американскую модель-героинщицу Барбару Халлен, но тут в дело вмешивается случай в лице тупоголового охранника Гордона, который жестоко насилует Барбару, лупя ее при этом по лицу. Так как поврежденная кожа для пересадки не годится, то Барбару пока оставляют в покое и в срочном порядке ищут ей замену. Замена, разумеется, легко находится (сначала в лице проститутки, а потом и начинающей актрисы), но богатый папаша Барбары добавляет доктору Франку проблем, посылая во Францию частного детектива на поиски пропавшей дочки. Тот, разумеется, выходит на криминальную клинику, и...

А вот что было после "и..." Вы уж сами посмотрите, уверяю, фильм того стоит! ;) Как я уже говорил в самом начале, для "позднего Франко" это очень необычный проект. Во-первых, бюджет - по его меркам он просто огромен, что позволило маэстро использовать немалое количество локаций и качественно снимать с хорошим светом и звуком. Во-вторых, грамотные кровавые эффекты, которые местами хоть и смотрятся наивно, но в сто раз лучше его безбюджетных поделок, и свою работу выполняют на все сто - многие сцены с их "участием" очень даже хороши. Ну, и в-третьих, отличные актеры, которых тут целое созвездие, и которые играют просто замечательно. Бывшая порноактриса и тогдашняя любовница Рене Шато, Бриджит Лаэ, играет здесь любовницу доктора Фламанда, которая по совместительству еще и инфернальная медсестричка-эротоманка с садистскими наклонностями, страдающая, помимо прочего, еще и клептоманией :) Ударный эпизод с ее участием - жестокое убийство пациентки с закачкой яда шприцем прямо в глаз! Экранный любовник Лаэ, Гельмут Бергер (которому пророчили отличную американскую карьеру), исключительно хорош в роли "криминального доктора", хладнокровно идущего на многочисленные преступления ради денег и счастья любимой сестры. Богатого папашку модели-героинщицы играет американская суперзвезда (не категории "А", но все же) с очень выразительной и запоминающейся внешностью Телли Савалас, а его экранную дочь, жанровая суперзвезда Каролина Мунро, у которой здесь одна из самых жестких ролей (почти весь фильм ее грязной держат взаперти, издеваются и насилуют ;)). Ну, а завершает поистине звездный состав Кристофер Митчум, американец, активно снимавшийся как в Америке, так и в Европе, и тоже снискавший международную славу звезды жанрового кинематографа. Но Франко не был бы самим собой, если бы не протащил в фильм, пусть и на маленькие роли, своих любимчиков - престарелого гея Говарда Вернона (Howard Vernon), уже сколько лет играющего у Франко "доктора Орлоффа", и свою (тогда еще не совсем престарелую) жену Лину Ромэй (Lina Romay), на пять секунд появившуюся в кадре в качестве супруги все того же Орлоффа :)

Удивительно, но факт: в этом фильме практически нет обнаженки, что для старого эротомана Франко просто нонсенс, хотя сделано это было, по его собственным словам, сознательно, "так как этого не подразумевала история". Слава богу, что кровавое насилие эта история "подразумевала", и его мы можем наблюдать смачно и во всех подробностях, хотя убийств в картине и не сказать чтобы много. Обнаженка там тоже, разумеется, есть, но совсем уж скромная и немногочисленная, и даже красавица Бриджит Лаэ не демонстрирует нам ничего, кроме своего кружевного лифчика... "Абидна, слющай!" - как сказало бы дитя кавказа, но против воли режиссера не попрешь, хотя продюсер Рене постоянно подталкивал Джесса в плечо, прося внести в фильм побольше "эдакого". Но Джесс был непреклонен! ;)

Судя по тому, что больше Рене Шато ни в производство, ни в театральный прокат не вкладывался, фильм не стал для продюсера суперхитом, даже несмотря на серьезные вложения. Что ж, такое бывает, и лучше действительно заниматься тем, что у тебя получается хорошо (дистрибуция видео), нежели лезть на неизведанную для себя территорию, пытаясь урвать свой кусок "кинотеатрального" пирога. Зато благодаря подобному эксперименту мы получили отличный фильм Франко, который, судя по всему, делает хорошие ленты только при наличии нормального бюджета :) Всем поклонникам Франко, а также самому широкому кругу зрителей, неравнодушных к отличному жанровому кино, - смотреть "Без Лица" обязательно! Только не перепутайте его в магазине ненароком с голливудским творением Джона Ву... ;)