Вернер Херцог является одной из наиболее противоречивых и одиозных фигур современного западноевропейского кинематографа. Выросший в забытой богом баварской деревушке, он уже в четырнадцатилетнем возрасте знал, что будет снимать фильмы. Не имея абсолютно никакого образования в сфере кино (лишь три дня продержался он в Питтсбургском университете), в 1963 году Херцог открывает собственную кинокомпанию, а годом позже снимает свою первую художественную ленту "Знаки жизни", занявшую первое место на фестивале Бундесфильм в номинации "Лучший дебютный художественный фильм", и сценарий к которой был удостоен премии Карла Майера. Херцогу - двадцать два года.

Добившись хоть какого-то, пусть и ничтожного, финансирования, Херцог претворяет в жизнь свою давнюю мечту - работать в необычных, экзотических условиях. В пустыне Сахара, окруженный песками и миражами, он снимает фильм "Фата Моргана", а после этого отправляется на вулканического происхождения остров Ланцароте в составе Канарских островов, где рождается "Карлики Начинают С Малого".

Абсолютно все актеры, занятые в этой картине - лилипуты, все непрофессионалы (лишь Герхард Маерц до этого немного подрабатывал в варьете). Найти всех этих людей было трудной задачей! "Сначала я познакомился с одним карликом", - говорит Вернер Херцог. - "Но поскольку лилипуты обычно поддерживают связь друг с другом, вскоре их набралось достаточно". Некоторых из актеров, занятых в этом фильме, можно видеть в последующих работах режиссера.

Сюжет, по большому счету, не слишком оригинален - на протяжении полутора часов нам показывают картину "народного бунта" в неком учреждении. Неясно, из-за чего все началось; неясно также, чем все закончится. Директор заперся внутри с заложником (одним из бунтарей), привязал его к стулу и собрался было звонить в полицию, но повстанцы перерезали телефонную линию. Он вышел на балкон, чтобы урезонить их - они обсмеяли и обругали его. Он пригрозил, что накажет заложника - они кричали, что у него не хватит смелости, что он трус. "Чего вы хотите?!" - воскликнул директор. На этот вопрос у бунтарей не нашлось ответа...

В повседневной жизни мы привыкли воспринимать лилипутов как несчастных, ущербных людей, мы жалеем и любим их - они ведь такие маленькие, миленькие, так похожи на детей! И лилипутам нравится эта роль, они великолепно справляются с ней. Но что случится, если весь мир будет населен карликами? Херцог считает, что катастрофа неизбежна - ведь в одном таком миленьком маленьком существе злобы и жестокости столько, что хватило бы сотне "больших" людей. Мы стали нормой жизни? Значит, нужно найти того, кто еще более бессилен и унижен, чем я! Ватага лилипутов бежит к соседнему крылу здания, где живут два слепых карлика. Зрячие издеваются нам ними, пытают и мучают. Кто запретит? И карлики бьют посуду, пускают с откоса автомобиль, раскурочивают пишущую машинку. Однако они восстают не только против плодов прогресса, но и против природы! Выкорчевывают пальму, обливают бензином и поджигают горшки с цветами, которые так любит директор. А потом отнимают у слепых обезьянку, распинают ее на кресте и торжественно маршируют с ней вдоль рядов горящих цветков. Сцена отвратительна настолько, что остается только снять шляпу перед мастерством режиссера!

Во многом благодаря этой сцене крестного хода с обезьянкой - сцене, приведшей в бешенство и общества защиты животных, и духовенство - фильм был запрещен в Германии и имел лишь ограниченный прокат (зачастую Херцогу приходилось выкупать кинотеатр, чтобы крутить "Карликов" на большом экране). Тем не менее, картина наделала много шума на Нью-йоркском кинофестивале, и до сих пор остается любимым фильмом Херцога у части его поклонников.

В "Карликах" много смешных моментов. Но смеяться вы будете только при первом просмотре. Курица, нашедшая дохлую мышь, и убегающая от жадных голодных товарок; коллекция пронзенных иглами насекомых, для которых карлица шьет крохотные подвенечные наряды; курица, поедающая дохлую курицу; дерущиеся петухи - это ли не символы душевной тоски лилипута в мире лилипутских людей и больших вещей? Как иронично: весь мир населен карликами, но все вещи остались прежними! Огромные стулья, кровати, автомобили, недосягаемые дверные ручки издеваются над лилипутами. А лилипуты в отместку издеваются над теми, кто слабей. И даже тот, кто поначалу пытался прекратить беспорядки, под конец поддается общему безумию и становится безобразней всех.

Выхода нет?