Несколько лет промыкавшись со своим полнометражным дебютом, "Домом Тысячи Трупов" (House of 1000 Corpses, 2003), неутомимый Роб Зомби в конце концов пристроил свое творение "независимому мэйджору" из Канады Lions Gate Films, с которым, после относительного прокатного успеха ленты, у режиссера-музыканта случилась большая и взаимная любовь. И когда старина Зомби заикнулся фирмачам о своем желании поставить сиквел "Дома", те лишь похлопали его по плечу и сказали - "Давай, Роб, твори, мы в тебя верим!", после чего выделили семь миллионов бюджета и дали полную творческую свободу, которой амбициозный режиссер не преминул воспользоваться на полную катушку!

Фильм открывается нарезкой газетных статей про ужасные убийства в захолустном техасском городке, после чего фотография одной из жертв "оживает", и мы видим, как ее изуродованный обнаженный труп тащит по земле громила в лохмотьях. И уже с этого небольшого эпизода становится понятно, что никаких послаблений зрителю не будет и впереди нас ждет абсолютно бескомпромиссное, зверское и чертовски захватывающее кино. Полиция штата окружает дом семейства Файрфлай, предлагая им сдаться, но те дают "свиньям" (как они называют копов) суровый отпор, во время которого гибнет один из братьев, а мамашу Файрфлай арестовывает полиция, но "философу-нонконформисту" Отису и очаровательной Крошке Файрфлай удается уйти по подземным катакомбам и скрыться от налета полиции. Предупредив по телефону "похотливого клоуна" Капитана Сполдинга о том, что пора "рвать когти", остатки маньячного семейства "забились" встретиться в захолустном мотеле, чтобы обсудить дальнейший план действий. Но полиция в лице шерифа Вайдела решила действовать не вполне законными методами, чтобы раз и навсегда избавить мир от скверны, и на "Изгнанных Дьяволом", как окрестила Отиса, Сполдинга и Крошку Файрфлай пресса, началась настоящая охота...

Со времен выхода "Дома" Роб Зомби явно вырос в творческом плане, и по остроте киноманских подколов и "крутизне" абсурдистских диалогов уже дышит в спину самому маэстро Тарантино, который, как известно, пересмотрел чуть ли не все наследие трэш-кино во времена своей работы в видеопрокате. Что ж, Роб по части пересмотренного трэша и "grindhouse" классики тоже парень вполне себе подкованный, что прекрасно видно на примере этого фильма, который, с таким настроем и в такой же точно форме вполне мог бы выйти в конце семидесятых и с успехом прокатываться на легендарной ныне сорок второй улице Нью-Йорка. Если выразить жанр фильма одной фразой, то это будет что-то вроде "ultraviolent exploitation grindhouse road-movie" - кино, которое перестали снимать уже больше двадцати лет назад, и данный фильм можно назвать гениальной эпитафией целому жанру, так сказать, "посмертный памятник от благодарных потомков". Как и в старые добрые времена "The Devil's Rejects" до краев наполнен брутальным садистским насилием и сексом, унижениями и болью, кровью, трупами и обнаженкой. Причем объектив не отворачивается стыдливо от пыток, насилия или секса - все это нам показывают крупно, в деталях, без стыда и сострадания к жертвам, просто документируя происходящие на экране события. Усиливает документальный эффект и метод съемки - ручной камерой, грубо, но динамично, как будто невидимый оператор прожил с семейкой маньяков несколько дней из их жизни. Честно говоря, я вообще удивлен, как с таким количеством насилия и обнаженки LGF добилась от MPAA рэйтинга "R" для своего фильма, ибо еще лет пять назад ничего кроме NC-17 (дети до семнадцати не допускаются) этой картине не светило бы, а значит, можно было забыть о широком прокате и запульнуть ее прямиком на видео, но это, извините, уже совсем другой статус.

Если первый фильм Роб Зомби снял в неоновой эстетике видеоклипа, суетно, с большим количеством монтажных склеек, и явным закосом под "Техасскую Резню Бензопилой", то сиквел сделан совсем в другом ключе - размеренно, без особых монтажных изысков, но тем не менее очень грамотно и профессионально, практически с идеальной подборкой музыки 70-80-х годов без каких-либо трэков от самого Зомби. Такое стилистическое решение как нельзя кстати подходит брутальной динамике этого фильма, заставляя киномана с головой погрузиться в эпоху безбашенных семидесятых и начала уникальных восьмидесятых, чему в полной мере способствует не только атмосфера, обстановка и музыка данной ленты, но и кой-какие культовые актеры той эпохи в лице Кена Фори (Ken Foree из ромеровского Dawn Of The Dead) и "симпатяги" Майкла Берримана (Michael Berryman из The Hills Have Eyes, Cut And Run, и других). Основной актерский состав "семейки Файрфлай" не изменился, за исключением Мамаши Файрфлай, которая из Карен Блэк (Karen Black) во второй части превратилась в Лесли Истербрук (Leslie Easterbrook), знакомой нашему зрителю по бесконечной "Полицейской Академии" где она играла сначала сержанта, потом лейтенанта, а в конце концов и капитана Дебби Каллахан (Debbie Callahan). Естественно, никто из актерского состава ленты "не подкачал", а женушка Роба, бывшая танцовщица и модель Шери Мун (в титрах значится как Sheri Moon Zombie), так и вообще душка, с такой-то аппетитной попкой! Стоит также упомянуть и небольшую роль "адского бармена" Данни Трехо (Danny Trejo), играющего здесь уголовника с забавным именем Рондо... ;) Ультрареалистично-кровавые спецэффекты делал маэстро Курцман (Robert Kurtzman, один из основателей легендарной KNB EFX Group), и благодаря ему мы во всех подробностях видим как пули разрывают живую плоть, ножи достают из голой груди, а гвоздями крупным планом прибивают руки к креслу... Нас не заставляют использовать воображение, а показывают все как есть, в кровавых, брутальных подробностях, и это хорошо!

Совершенно непонятно, зачем LGF пустило "Изгнанных" в прокат в одно время с такими "летними тяжеловесами", как "Charlie and the Chocolate Factory", "Fantastic Four" и спилберговской "War of the Worlds", но даже на их фоне фильм выступил вполне достойно, собрав в первую неделю проката на 1757 экранах внушительные семь миллионов (восьмое место в чартах), и закончив пятинедельный марафон с семнадцатью миллионами в кармане. Учитывая тот факт, что театральные сборы таких фильмов обычно составляют всего четверть потенциальной прибыли от DVD-релиза, то лента не только окупилась, но и принесла Lions Gate солидную прибыль, а это значит, что финансирование будущих проектов Зомби - вопрос уже решенный, что нас с вами не может не радовать. Истинное раздолье для киномана, кровавое, брутальное, бескомпромиссное (в том числе и в языке, на котором разговаривают герои - за 100 минут фильма слово "fuck" произносится 560 раз, на 2005 год это мировой кинорекорд... ;)) и сексуальное grindhouse-кино, наполненное, помимо прочего, черным, злым юмором и пронзительнейшей концовкой-эпитафией всему жанру, кино - которое должен посмотреть каждый уважающий себя поклонник жанра, который не будет ждать от Роба "хэппи энда", и не получит его...