Получив мировую известность как постановщик фильмов про Человека-Паука, легендарный режиссер Сэм Рэйми решил тряхнуть стариной и выдал на-гора разухабисто-олдскульное жанровое кино, снятое им в наилучших традициях восьмидесятых...

Молодая девушка Кристина Браун работает банковским клерком по выдаче кредитов и метит на повышение. Но, чтобы его получить, ей надо впечатлить начальника, показав тому, что она готова принимать жесткие и непростые решения. Вскоре такая возможность ей представилась, и она отказала пожилой цыганке в продлении срока ее кредита на дом даже тогда, когда женщина, унижаясь, стояла перед ней на коленях. Заработав таким образом несколько очков в глазах начальства, девушка, однако, еще и подписала себе смертный приговор, ибо разъяренная цыганка наложила на нее смертельное проклятие...

Сценарий этого фильма (неофициальной основой которого послужила британская лента "Night of the Demon", 1957) Сэм написал со своим братом Иваном (Ivan Raimi) еще в девяностых, после окончания работы над "Армией Тьмы" ("Army of Darkness", 1992), но положил в стол, предпочтя ему реализацию других проектов. Однако подустав от бесконечных "Спайдер-Мэнов", производство которых заняло почти десять лет его жизни, в конце 2007-го Сэм вернулся к этому сценарию, желая снять простой низкобюджетный фильм на контрасте со сложнопостановочными и мегабюджетными "Человеками-Пауками". Правда, в отличие от восьмидесятых, когда его фильмы действительно были низкобюджетными (максимум несколько миллионов долларов), в контексте его нового звездного статуса "низкобюджетным" для господина Рэйми стал фильм стоимостью тридцать миллионов... ;)

...Половина из которых наверняка осела по карманам многочисленных продюсеров, среди которых, разумеется, был и старый кореш Сэма, Роберт Таперт (Robert G. Tapert), да и брата Ивана не обидели, назначив его ассоциативным продюсером. Зато вторая половина этой суммы уж совершенно точно пошла в дело, в результате чего мы получили фильм, максимально приближенный к "золотым жанровым стандартам" восьмидесятых, с олдскульными, где это только возможно, гримом и спецэффектами и уникальной "сэмрэймовской" манерой съемок. Вообще, если бы не другой сюжет, то эту картину можно было бы смело назвать "Зловещие Мертвецы II - 2", ибо по своему духу и стилю подачи она максимально приближена именно к этому фильму, ставшему для режиссера по-настоящему этапным. Ведь именно во вторых "Мертвецах" Сэм впервые идеально совместил действительно пугающий хоррор и веселую чернушную комедию, что он с успехом повторил вновь, снабдив "Drag Me to Hell" эффектными "креслоподскакивающими" моментами и откровенным чернушным стебом. Причем и то, и другое, у него получилось снять настолько грамотно и увлекательно, что от экрана глаз не оторвать, а особо ностальгирующим по восьмидесятым этот фильм будет прямо как бальзам на душу. Ведь, помимо самого Рэйми, над ним работали многие из жанровых легенд и его давних "partners in crime". Например, вездесущие Говард Бергер и Грег Никотеро (Howard Berger, Gregory Nicotero), делавшие сложный грим и визуальные простетик и аниматронные эффекты, или монтажер Боб Муравски (Bob Murawski), постоянно работающий с Сэмом с самого начала девяностых. Или легендарный жанровый композитор Кристофер Янг (Christopher Young), написавший впечатляющую пафосную музыку в лучших традициях "давно ушедших дней". В этих же традициях оформлены и титры, а так же смикширован звук, поражающий своим напором и громкостью, что, вкупе с эффективными пугалками и фирменными визуальными приемами (необычные ракурсы и движение камеры) Рэйми дает поистине незабываемый эффект погружения в иную киноэпоху, когда зрители еще не знали что такое "молодежные триллеры" и "рваный монтаж". Хотя это кино, в общем то, тоже можно назвать молодежным, так как его прокатный рейтинг PG-13, что, однако, не мешает Сэму вываливать (в буквальном смысле) на голову бедной Элисон Ломан тонны грязи, гноя и опарышей :)

Девушка, впрочем, выдерживает эти испытания с честью, в последний момент заменив сошедшую с дистанции из-за актерской забастовки Эллен Пэйдж (Ellen Page). Элисон, будучи неплохой актрисой, идеально вписалась в образ своей героини и играет замечательно, при этом чем-то она неуловимо похожа на Кирстен Данст (Kirsten Dunst) из "Спайдер-Мэнов" и, зная Сэма, это наверняка не случайно, потому что Эллен Пэйдж, которую она заменила, так же похожа на нее саму, ну или она на нее, это кому как нравится :) Экранным бойфрендом душки Элисон режиссер назначил Джастина Лонга, одним из первых фильмов которого был "Jeepers Creepers" (2001), ну а роль зловещей цыганской ведьмы замечательно сыграла театральная и телевизионная актриса, а так же известная чтица аудио книг, Лорна Рэйвер, которая в жизни на самом деле весьма миловидна :) К сожалению, давний друг Сэма и звезда "Зловещих Мертвецов" Брюс Кэмпбэлл (Bruce Campbell) не смог принять участие в постановке из-за плотного производственного графика сериала "Burn Notice", зато еще один брательник Рэйми, Тэд (Ted Raimi), засветился в картине в микроскопической роли доктора, а многочисленные дети режиссера (Emma Raimi, Henry Raimi и Lorne Raimi) участвуют в еще более микроскопических эпизодах. Ну а что такого? Ведь всем известно, что кинобизнес, - это, зачастую, семейный бизнес, так что все вполне закономерно... ;)

Расписавшись в своей любви к восьмидесятым и славным жанровым традициям того времени не только в общей атмосфере постановки, но и в некоторых ее деталях (к примеру, фильм открывается старым лого Universal, которое не используется с начала девяностых, или другая деталь, - машина Сильвии Гануш, Oldsmobile Delta 88, на которой ездил герой Брюса Кэмпбелла во всех "Зловещих Мертвецах" ;)), господин Рэйми снял замечательный образчик жанра "старое новое кино", доказав, тем самым, что до сих пор находится в отличной творческой форме и с бережной любовью относится к своим кинокорням. И многочисленная жанровая публика это действительно оценила, обеспечив фильму в первый уикенд проката четвертое место американского бокс-офиса и шестнадцать миллионов долларов, что на фоне суперблокбастерных конкурентов (Up, Night at the Museum 2, Terminator Salvation, Star Trek, Angels & Demons, X-Men Origins: Wolverine), - отличный результат! Не очень понятно, почему студия решила выкатить картину в "мегаблокбастерный" летний сезон (североамериканский прокат фильма начался 29-го мая), не подождав более подходящего для нее осенне-зимнего периода, но даже на фоне именитых конкурентов картина выглядит достойно, собрав в итоге сорок один миллион долларов в Штатах и около семнадцати в остальном мире, где прокат до сих пор продолжается (а на многих территориях он еще даже и не начинался, так что финальные цифры должны быть еще больше). На данный момент "Drag Me to Hell" является самым сильным жанровым релизом года который вы просто обязаны посмотреть в кинотеатре с большим экраном и хорошим звуком, так что оставляйте дома свои "половинки" (если они у вас, конечно, есть, и если они не любят "ужасы" ;)) и бегите поскорей в кино на новый фильм легендарного Сэма Рэйми, ненадолго решившего "тряхнуть стариной". Ведь следующего его "тряха" мы снова можем прождать лет пятнадцать, ибо на горизонте уже маячит "Spider Man 4", а там и до пятой, и шестой серии недалеко... ;)