Сделав себе имя независимой низкобюджетной легендой "Ночь Живых Мертвецов" ("Night of the Living Dead",1968), престарелый зомби-классик Джордж Ромеро навсегда попал в холодные объятия живых мертвецов, снимая про них фильмы каждое десятилетие, за исключением девяностых. Тогда его целиком и полностью поглотил Голливуд, для которого старик трудился над кучей проектов, заработав, в процессе, немалые деньги, но не поставив, при этом, ни одного фильма, кроме провальной "Темной Половины" ("The Dark Half", 1993). В очередной раз разуверившись в системе, в двухтысячном Ромеро снимает относительно низкобюджетный (5 миллионов) проект на французские деньги, "Bruiser", который, однако, был прохладно встречен критиками и зрителями. Зато через пять лет маэстро триумфально возвращается на экраны всего мира с пятнадцатимиллионной "Землей Мертвых" ("Land of the Dead", 2005), снятой на деньги мажорных Universal и ставшей четвертой частью в его бесконечном социально-хоррор-политическом сериале о мертвых согражданах. Процесс съемок этого фильма, однако, оказался настолько сложным, что для реализации своей следующей ленты режиссер принял решение обратиться к истокам, в результате чего кинематографическая история зомби в интерпретации Ромеро очертила полный круг, вернувшись к независимым низкобюджетным корням. Ну а в том, что следующий фильм маэстро будет снова про мертвых, никто уже, вроде, и не сомневался... ;)

Небольшая группа студентов киношколы под руководством своего профессора снимает первые сцены дипломного фильма про мумию под названием "The Death of Death". "Мумия", не смотря на уговоры режиссера, постоянно порывается бежать за главной героиней, вместо того чтобы медленно ковылять, и это выводит постановщика из себя. Однако вскоре эти трудности первой съемочной ночи отходят на второй план, когда по радио передают новости об оживших мертвецах. Этому, разумеется, никто не верит, но из жуткого леса молодые люди решают смотаться, погрузившись в автофургон и отправившись в кампус. Там они находят лишь в спешке покинутые помещения, и постепенно к молодым людям приходит понимание того, что все новостные сообщения - реальность, с которой им вскоре предстоит встретиться лицом к лицу. Тогда режиссер несостоявшегося фильма, Джейсон, решает превратить "The Death of Death" в документальное повествование о зомби-кризисе, для чего не расстается с камерой даже в моменты очевидной опасности не только для себя самого, но и для друзей. Что ж, цена "пяти минуток славы" велика, и отснятый им материал стал наглядным тому подтверждением...

Впрочем, как и новый фильм маэстро стал наглядным подтверждением его возвращения в форму и наличия свежих идей по актуальным вопросам современности. Ведь Ромеро не был бы Ромеро, а его зомби-фильм не был бы ЕГО зомби-фильмом, без политической составляющей и социального комментария. Старик, однако, не чужд самоиронии, поэтому в "Дневниках" есть несколько забавных подколов как его собственного творчества, так и модных нынче "быстрых зомби". Подколы подколами, но общая атмосфера новой ленты мастера, в лучших традициях "Ночи", - беспросветно мрачная и крайне неоптимистичная, особенно финал. И если в начале и середине ленты еще были хоть какие-то "просветы", то под конец Джордж "грузит" зрителя уже конкретно, убивая в нем не только надежду, но и вообще всю веру в человечество. Чего уж говорить, отличное кино!

Отличное оно и от прошлого творчества режиссера, как в стилистическо-изобразительном, так и в социально-комментаторском плане. Если в своих предыдущих фильмах убежденный нонконформист Ромеро нещадно критиковал многочисленные пороки современного общества, то в новой работе он обращает свой взгляд на то, во что сегодня превратилось медийное пространство. А превратилось оно из четкой, пусть и подконтрольной государству, структуры по обработке и доставке информации с помощью телевизионного и радио-эфира в разрозненную "социальную сеть" блогов и видеосайтов, на которые "сами себе режиссеры" заливают отснятые ими ролики в надежде схлопотать свои "пять минут славы", не задумываясь о последствиях и не выбирая методов. Интернет, разумеется, убил монополию традиционных media на доставку информации, но что он дал взамен? Миллионы блогов, где люди в большинстве своем дают не информацию, а лишь генерируют "информационный шум", высказывая свое частное мнение, и десятки тысяч "мобильных репортеров" с видеокамерами на телефонах, готовых в любой момент заснять происходящее и залить свои ролики в "Трубу", не взирая на их содержимое. У всего этого нет ни контроля, ни фильтров, благодаря чему любой экстремист может вложить свои опасные идеи в миллионы голов, если облечет их в разумную форму. Именно такой "интернет журналистики" современной блогосферы, свободной от всего, включая моральные преграды, и опасается Ромеро, о чем недвусмысленно дает понять своим новым фильмом. Впрочем, не "обеляет" режиссер и традиционные СМИ, подконтрольные правительству, которое даже в моменты очевидного кризиса не перестает врать своим гражданам с экранов пока еще работающих телевизоров, заверяя их в том, что "все под контролем", и пытаясь скрыть истинную причину и грандиозные размеры катаклизма. Кстати, в роли высокопоставленного полицейского, который откровенно врет в прямом эфире, засветился сам режиссер, а многочисленные новостные блоки за кадром читают такие люди, как Вес Крейвен (Wes Craven), Стивен Кинг (Stephen King), Саймон Пегг (Simon Pegg), Гильермо Дель Торо (Guillermo del Toro) и Квентин Тарантино (Quentin Tarantino)! Забесплатно, разумеется, по дружбе, хотя русский зритель их голоса и не услышит :)

Зато воочию увидит необычный для Ромеро изобразительный стиль, ведь его новый фильм стилизован под репортажную съемку, что сразу навевает ассоциации с первой "Ведьмой из Блэр" ("The Blair Witch Project", 1999) и особенно с недавним хитом "Cloverfield" (2008), прошедшим у нас как "Монстро". Параллели эти, впрочем, весьма условны, ибо тот же "Cloverfield" снят хаотично дергающейся камерой и смонтирован так, будто зритель действительно смотрит MiniDV кассету, на которую непрофессиональный оператор заснял нападение громадного монстра. Та же история с "Blair Witch", где нам, якобы, предоставили возможность посмотреть найденные кассеты пропавших в лесу ребят. В случае с "Дневниками" все совсем по-другому. Да, тут присутствует репортажная съемка якобы происходящих событий, но в самом начале фильма говорится, что картина музыкально озвучена и СМОНТИРОВАНА из отснятых парнями пленок и скачанных из Сети роликов, а в самом фильме нам даже показывают процесс монтажа. То есть эта лента не просто "найденные пленки", а смонтированная "документалка", снятая, к тому же, не дергающейся маленькой камерой, а большой полупрофессиональной, так что страдающим морской болезнью можно не волноваться, блевать от хаотично мельтешащих кадров вы не будете. Возможно, вы сблеванете от сверхреалистичных сцен убийства зомби, но это уже другая история :) Для Ромеро подобный визуальный стиль сродни небольшой революции, потому что обычно он снимал свои фильмы фиксированной камерой с большого числа ракурсов, благодаря чему в процессе монтажа можно было сделать все, что угодно. Тут же ситуация была кардинально иной. Так как бОльшую часть ленты снимали на легендарную miniDV камеру Panasonic AG-DVX100 (стоимостью всего две с половиной тысячи долларов!), которая давала оператору полную свободу перемещения, то режиссер был вынужден отказаться от коротких монтажных склеек и крупных планов, снимая долгими кусками на общем плане с редким использованием зума. Надо сказать, что подобная техника в данном проекте себя полностью оправдала, и картина смотрится весьма аутентично, как будто ее действительно снимали попавшие в экстраординарные обстоятельства студенты киношколы.

Изначально, кстати, Ромеро и хотел снимать этот фильм со студентами флоридской FullSail Film School, без серьезного бюджета и пиара. Типа, приехать туда "в отпуск", быстренько отснять весь материал, в надежде что его легендарное имя и наличие в фильме зомби помогут выпустить картину на DVD, ну и поделиться потом со студентами прибылью, разумеется. Однако его партнер, Питер Грюнвальд (Peter Grunwald), показал сценарий ребятам из Artfire Films, которые предложили режиссеру сделать по-другому - он составляет смету на вменяемый (читай - небольшой) бюджет, а они дают ему полную творческую свободу. Немного покумекав, Джордж Ромеро согласился, и, получив на руки всего два миллиона, "дешево и сердито" снял один из лучших своих фильмов. Как ему это удалось? Учитесь у профессионалов!

Ну, во-первых, снималось все в Торонто, где режиссер живет последние несколько лет, а не в Питтсбурге, где, по идее, происходит действие фильма. И хотя Канада, благодаря усилению тамошнего доллара, стала для Голливуда экономически менее привлекательна, снимать там все равно дешевле, чем в Штатах вообще, и в родном для Ромеро Питтсбурге в частности. Во-вторых - молодые и мало кому известные актеры, большинство из которых пришло из театра и с телевидения. Звездные гонорары им не положены, хотя играют они очень даже ничего, особенно учитывая тот факт, что на подготовку к своим ролям у них времени вообще не было - снимать начали "с места в карьер". В-третьих - ультракороткий съемочный период, во время которого и идут основные расходы, всего двадцать три дня, хотя за это время режиссеру удалось снять огромное количество сцен в различных локациях как внутри, так и вне помещений. В четвертых - исключительная дешевизна miniDV по сравнению с пленкой, на которую тоже снимали (камерами Moviecam), но в гораздо меньших количествах. Это, кстати, тоже позволило существенно сократить съемочный период, так как с miniDV камерами нет вообще никакой возни, в отличие от тридцати пяти миллиметровых монстров. Ну, и последний козырь маэстро - компьютерная графика, которая использовалась для большинства спецэффектов этого фильма. Ведь, как известно, "традиционные" эффекты требуют немалых затрат времени, особенно если сделать нужно несколько дублей. Снимаем мы, к примеру, эпизод убийства зомби. Для этого к голове актера прикрепляем взрывпакет с кровью, - камера-мотор - человек стреляет, кровь разбрызгивается, но не туда, куда надо, или актер плохо упал и нужно повторить дубль, или камера не зафиксировала выброс огня из дула пистолета, или еще чего, короче, нужен второй (третий, четвертый...) дубль. А это значит, что актеру надо подправить грим и закрепить новый взрывпакет, а кровь от предыдущего дубля со стены стереть и вообще привести все в порядок, и так до тех самых пор, пока не будет сделан действительно удачный кадр. Иногда один лишь маленький эпизод может занять целый съемочный день, что, разумеется, никак не вяжется с низкобюджетной продукцией. И тогда на помощь приходят компьютеры. С ними все намного проще, и вместо геморроя с кровью и взрывпакетами мы снимаем идущего зомби и то, как другой актер нажимает курок, "стреляя" в него. Зомби падает, и если дубль признан удачным, съемочная группа перемещается на другой объект без задержек, а потом уже, в процессе post-production, компьютерщики дорисуют и огонь из дула пистолета, и разбрызгиваемую кровь, и вообще все, что нужно для реалистичного восприятия сцены. Это, однако, сработает лишь при условии того, что компьютерные эффекты будут качественными, а не откровенно дешевой халтурой. В данном конкретном случае я смею вас заверить, что все сделано очень качественно, а некоторые сцены этого фильма и вообще были бы невозможны без использования компьютерных технологий, хотя и про старый добрый грим никто не забывал, пригласив для "создания образов зомби" известных мастеров этого дела из KNB во главе с их непосредственным боссом, Gregory Nicotero. Грег со своей командой поработал, как всегда, на славу, снабдив местных зомби реалистичным гримом и увечьями, хотя многие детали зритель вряд ли разглядит, так как репортажная манера съемки не подразумевает эффектных крупных планов и "слоу мошина". Зато она подразумевает определенный визуальный стиль, который режиссер выдерживает неукоснительно от начала и до конца, что и делает его "Дневники" непохожими на остальные фильмы.

Сразу после анонса этого проекта в Интернете и во время работы над ним у поклонников творчества маэстро было много скепсиса, основанного на том, что "Земля Мертвых" не дотянула до уровня его предыдущих зомби-шедевров, да и вообще, мол, старичку уже скоро семьдесят, и в таком возрасте впору внуков нянчить, а не очередное кино про зомби снимать. Однако на очередном международном фестивале в Торонто (Toronto International Film Festival) в сентябре 2007-го "Дневники Мертвецов" лидировали в списке самых ожидаемых показов, а через четыре дня после фестивальной премьеры за два с половиной миллиона долларов картину купила "Weinstein Company", выпустив ее в ограниченный (48 залов) прокат. Разумеется, на таком смешном количестве экранов фильм не собрал миллионов, ограничившись лишь восемьсот шестьюдесятью одной тысячей, зато по миру лента собрала уже больше миллиона, и это только начало. Ну а так как очевидно, что фильм не только полностью себя окупит, но и принесет существенную прибыль, то уже поползли упорные слухи о начале работы над сиквелом...

Своей новой работой Джордж Ромеро показал, что находится в отличной форме и не чужд экспериментов, хотя с его взглядом на вещи многие будут спорить. Но фильм для того и снимался, чтобы сподвигнуть людей на споры, пробуждая в них мысли и чувства, а не тупое удовольствие от очередной "развлекаловки". Удовольствие от просмотра вы, разумеется, получите, но эмоциональный заряд, при этом, будет весьма далек от позитивного, так что всем поклонникам зомби жанра и его безоговорочного гуру, Джорджа Ромеро, бежать на просмотр этого фильма в кино обязательно!