В середине семидесятых великий трэш-король Роджер Корман (Roger Corman) случайно прочитал короткий фантастический рассказ Иба Мелькиора "Гонщик" (Ib Melchior's "The Racer"), который ему настолько понравился, что он решил снять по его мотивам фильм. Поначалу, Роджер написал "серьезный" тритмент, который не далеко ушел от первоисточника, рисовавшего суровые реалии депрессивного будущего, но потом, критически оценив сворю работу, маэстро понял, что подход нужно в корне менять. Комиссовав для этого двух сценаристов, Роберта Тома и Чарльза Гриффита (Robert Thom, Charles B. Griffith), Корман дал им задание превратить "Гонщика" в откровенно сатирическую и абсурдную антиутопию, с чем авторы прекрасно справились, презентовав заказчику историю...

...Тоталитарного мира будущего под руководством "господина Президента", который придумал новый вид захватывающего спорта - трансконтинентальную гонку из Нью-Йорка в Нью Лос-Анжелес. В соревновании участвуют всего пять гонщиков (с навигаторами), цель которых не столько приехать к финишу первыми, сколько остаться в живых, набрав, по ходу, наибольшее количество очков. А за что даются очки? Ну как за что, за убийства пешеходов, разумеется! Переехал мужика - получи 20 баллов, задавил ребенка - держи 70, ну а если посчастливилось отправить на тот свет старичка, то целых 100 очков у тебя в кармане! Впрочем, за охотой на пешеходов не стоит забывать и про соперников, которые тоже не лыком шиты и норовят не просто обойти тебя на повороте, в результате чего гонка действительно становится смертельной для всех ее участников, не в последнюю очередь благодаря усилиям подпольщиков, в буквальном смысле слова вставляющих палки в колеса. Их цель - захватить в заложники фаворита соревнований, Франкенштейна, который вынужден сражаться не только с повстанцами, но и со своим главным врагом - Джо "Пулеметом" Витербо, серьезно претендующем на первое место...

Откровенная политическая сатира и неполиткорректная провокативность в этом фильме начинается буквально с первых же кадров, в которых нам представляют основных участников действа. Сначала небольшую пафосную речь толкает "господин Президент", на фоне модифицированного флага "Соединенных Провинций Америки" ("United Provinces of America"), после чего за дело принимается захлебывающийся от экстаза тележурналист, представляющий карикатурно-кэмповых участников гонки. Первой появляется "Катастрофа" Джейн на своей ковбойской машине с бычьими рогами. Второй - ее вечная соперница, фашиствующая Матильда "Немчура", на тачке в виде пушки, разукрашенной немецкими крестами и свастикой! Третьим подкатывает чикагский гангстер Джо "Пулемет" Витербо, управляющий машиной с автоматами и ножом на капоте. Четвертым - педоковатый "Герой" Нерон, в шлеме с нарисованным лавровым венцом ;) Ну и заключительным, пятым номером, подъехал фаворит соревнований, облаченный в кожу Франкенштейн, в котором осталось уже мало что человеческого, ведь предыдущие победы отняли у него почти все конечности, замененные хирургами на механические. Начав гонку, харизматично-комиксовые герои не только крушат на своем пути все, что можно сокрушить, но еще активно совокупляются, отмачивают неполиткорректные шуточки, на огромной скорости переезжают ни в чем не повинных пешеходов и вообще всеми возможными и даже невозможными способами демонстрируют свое асоциальное поведение, что, разумеется, заводит зрителей еще больше!

Как это водится у Кормана, за небольшие деньги над его картиной поработало немалое количество талантов и будущих звезд, в результате чего ультрадешевый фильм не просто стал культовой классикой, но еще и прокатным суперхитом - одним из самых прибыльных проектов за всю карьеру Роджера! Ставил "Гонки" талантливый актер, сценарист и режиссер Пол Бартел, приглашенный Корманом из-за своего черного юмора, который идеальным образом подошел к сатирическому сценарию Тома и Гриффита. Именно Бартел притащил в фильм уже известную, и в определенных кругах культовую, Мэри Воронов на роль "Катастрофы", и пока еще мало известного, но подающего надежды Сильвестра Сталлоне на роль "Пулемета" Джо Витербо. Корман, славящийся способностью открывать таланты, на удивление не почувствовал в Слае звездного потенциала, считая его просто фактурным "качком", но так как у любого фильма обязательно должна быть хоть одна, хоть небольшая, но звезда, то на эту позицию был приглашен Дэвид Кэррэдайн, три года подряд "звездивший" в суперуспешном телевизионном сериале "Kung Fu", но не имевший за плечами ни одной главной роли в кино. Франкенштейн и стал для него такой ролью, обозначив переход актера с телевидения в "большое кино", пускай и категории "Б". Собственно, бОльшая часть трехсоттысячного бюджета была потрачена Корманом на гонорар Кэррэдайна, имя которого идет единственным в начале титров, а на машины и прочую пиротехнику пустили сущие копейки. Для создания "футуристических" автомобилей реквизиторы купили несколько подержанных фольксвагенов, которым просто заменили корпус, и лишь тачка главной звезды, Франкенштейна, была основана на Chevrolet Corvette. Также, в лучших традициях Кормана, все "выжившие" после съемок машины были проданы автомобильным музеям за суммы существенно большие, чем он потратил на их создание - вот что значит бизнес по-американски, учитесь у королей! Кстати, поучиться многим стоит не только продюсерским методам Кормана, но и классной режиссуре Бартела, который выжал из сценария и микроскопического бюджета все, что только мог, порадовав зрителя не только черным юмором и откровенной политической сатирой, но и крутыми тачками, безостановочным экшеном, кровавым насилием и, разумеется, немалым количеством обнаженки с участием практически всех основных персонажей фильма :)

Имея небольшой хронометраж (84 минуты), картина пролетает перед вами на одном дыхании, доставляя, при этом, массу удовольствия, усиленного знанием того, каких успехов добились многие из работавших над ней людей. К примеру, Мартин Кове, играющий пидористичного Нерона, вырос до большого голливудского актера и до сих пор активно снимается в картинах класса "А". Постановщик большинства экшн-сцен ленты, Льюис Тиг (Lewis Teague, работавший на картине в качестве Second Unit Director), впоследствии вырос до режиссера, снявшего такие жанровые фавориты как "Alligator" (1980), "Cujo" (1983) и "Cat's Eye" (1985). Ну а монтажер фильма, Тина Хирш (Tina Hirsch), не просто продолжила успешную карьеру в киноиндустрии, но в 2000-м году стала первой женщиной-президентом ассоциации американских монтажеров "A.C.E." (American Cinema Editors). Что тут еще скажешь? "Death Race 2000" - это истинный культ, который должен быть в коллекции любого уважающего себя поклонника кино. Роджер Корман в очередной раз продемонстрировал свое исключительное коммерческое чутье, многие из участников постановки на полную катушку показали свои многочисленные таланты, и фильм у них получился настолько революционным, что стал прародителем аж двух видеоигр ("Death Race 2000" 1976-го года для аркад, и "Carmageddon" 1997-го для PC) и одного ремейка, над которым сейчас трудится Пол Андерсон (Paul W. S. Anderson). Одним словом - МЕГАКУЛЬТ, владеть и смотреть обязательно!