После внушительного успеха "Чужого" ("Alien", 1979), который вернул хоррор на экраны "респектабельных кинотеатров" (а не многочисленных драйв-инов и засратых залов легендарной 42ой улицы Нью-Йорка), один из его продюсеров, Рональд Шусетт (Ronald Shusett), решил и дальше "двигать хоррор в массы", для чего была выбрана небольшая повесть Джеффа Миллера и Алекса Штерна (Jeff Millar и Alex Stern). Написав по ее мотивам сценарий, он отдал его на доработку своему другу Дэну О'Бэннону (Dan O'Bannon, сценарист "Чужого"), чтобы тот подкорректировал некоторые моменты и придал его творению законченные драматургические формы. Дэн своему другу не отказал и сделал все "как надо", после чего Рональд Шуссет предложил поставить имя О'Бэннона в титры как соавтора сценария. Мотив для таких действий был очевидным - указать в титрах "известное имя", чтобы написать потом на всех плакатах "от создателей "Чужого"", придав тем самым дополнительную привлекательность фильму. Поначалу О'Бэннон отказывался, но после долгих уговоров старого друга (ну и симпатичного банковского чека, разумеется ;)) сдался и разрешил указать свою фамилию в титрах. Итак, от создателей "Чужого"...

...Мы видим историю небольшого прибрежного городка Potters Bluff, жители которого убивают заезжих к ним путников. Только занимаются этим не все: к примеру, шериф Ден Гиллис "абсолютно не в курсе" и с энтузиазмом берется за расследование недавних убийств. По ходу его "оперативно-розыскных мероприятий" выясняются некоторые примечательные факты, и в конце концов круг подозреваемых сужается до его собственной жены и эксцентричного владельца похоронного бюро. Однако правда оказывается для шерифа намного страшнее даже самых смелых его предположений...

В работе над фильмом Рональду Шуссету, при довольно скромном бюджете (три миллиона долларов), удалось привлечь немало талантов, среди которых не только его друг О'Бэннон, но и легендарный мастер грима и аниматронных спецэффектов Стэн Уинстон (Stan Winston), ответственный за некоторые ультрареалистичные сцены (втыкание шприца в глаз жертве крупным планом), а также известный оператор-постановщик Стивен Постер (Steven B. Poster), "на совести" которого вся атмосфера фильма - мрачная, таинственная и неопределенная, очень схожая по духу с произведениями Лавкрафта. "Усугубляет" эту атмосферу музыка - спокойные и грустные фортепианные мелодии Джо Ренцетти (Joe Renzetti) буквально пробирают до костей своей красотой и отрешенностью, заставляя зрителя еще острее чувствовать потустороннюю подноготную этого странного городка, населенного "гостеприимными" убийцами.

Если подходить к оценке этого фильма с позиций логики, то он не выдерживает абсолютно никакой критики, ибо вся история вообще, и каждая ее составляющая в отдельности - алогичны. Для того чтобы действительно получить от фильма удовольствие, свою логику на время нужно прикрыть подушкой, чтобы она не мешала вам наслаждаться пронзительной атмосферой безумия потустороннего, которой насквозь пропитан этот фильм. Однако ПОЛНОСТЬЮ отрешиться от логики будет сложновато, и некоторые моменты лично у меня вызывали раздражение уж запредельной идиотией происходящего (семья в заброшенном доме).

Фильм этот стал последней полнометражной работой оскароносного актера-ветерана Джека Альбертсона, исполнившего здесь роль эксцентричного владельца похоронного бюро. Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны актер, будучи уже в преклонном возрасте, скончался от рака. Но солирует здесь, по сути, всего один человек - переигравший в куче телесериалов и дешевых "b-movies" Джеймс Фарентино, таланта которого, тем не менее, более чем достаточно для реалистичного показа внутренних переживаний и смутных сомнений человека, понимающего, что вокруг него происходит нечто "из ряда вон", но вот что именно - разобрать пока не представляется возможным. Стоит также отметить небольшую роль будущего "Фредди Крюгера" - Роберта Инглунда (Robert Englund), который играет здесь одного из городских жителей.

Гари Шерман изначально задумывал делать эту ленту в духе "черной комедии", но по ходу работы над проектом на него "надавили продюсеры", и картина превратилась в довольно мрачный и абсолютно безысходный фильм, где совершенно нет места шуткам и юмору. Честно говоря, лично мне ОЧЕНЬ сложно предположить, как эта история выглядела бы в более "легком", комедийном ключе. Абсолютно очевидно, что это был бы совсем другой фильм, и судить, был бы он лучше или хуже нынешней версии, не представляется возможным. То, что получилось в конечном итоге, представляет собой весьма мрачный и довольно необычный фильм, который, правда, большого успеха в прокате не снискал, даже несмотря на "звездные" имена создателей. Однако с выходом на видео эта картина очень быстро получила культовый статус, особо укрепившийся тем фактом, что видеорелиз прошел очень быстро, и долгое время фильм невозможно было официально купить или взять напрокат, на чем, естественно, солидно нажились "черные бутлегеры". Картина особенно рекомендуется тем людям, кто не равнодушен к странному "атмосферному" кино и может на время забросить логику в дальний ящик. Те же, кто с логикой дружит "очень крепко", с трудом смогут перенести многие моменты фильма.