Творчество Стивена Кинга, уже очень популярного к началу восьмидесятых, всегда привлекало киношников, видевших большой коммерческий потенциал в адаптации его произведений для большого экрана. Тем более, что первые фильмы по книгам Кинга, - "Carrie" (1976), "The Shining" (1980) и "Creepshow" (1982), показали неплохие прокатные результаты, что вдохновило Голливуд еще больше. По этой причине на американские экраны практически каждый год стали выходить киноадаптации различных произведений автора, а в 1983-м году их вышло аж сразу ТРИ, - "Christine", "The Dead Zone" и "Cujo".

В семействе Трентонов не все ладно, - пока муж, Вик Трентон, днем трудится в рекламном агентстве, его жена Донна нежится в постели с любовником, не забывая, правда, регулярно забирать их шестилетнего сына Теда из школы. Узнав про измену жены, Вик уезжает на время в Нью-Йорк, а Донна с сыном поехала на барахлящей машине к механику, загород. И стала там заложницей огромного сенбернара по кличке Куджо, заболевшего бешенством и грозившего растерзать незваных гостей. Ситуация осложнялась очень жаркой погодой и тем фактом, что машина у Донны больше не заводилась, а значит деваться ей было некуда. Ведь сотовых телефонов в начале восьмидесятых ни у кого еще не было, муж Донны был в другом городе, а хозяина мастерской сенбернар прикончил днем раньше...

Сам Стивен Кинг признается, что почти не помнит процесс написания "Куджо" (вышла в 1981-м), потому что в тот момент запойно пил, в результате чего книга получилась у него очень личностной и мрачной, с по-настоящему трагической концовкой. Именно эту концовку сам автор хотел впоследствии изменить, что получилось сделать в фильме, для которого Стивен написал немало сценарного материала, отказавшись, тем не менее, от соответствующего титра. И именно Стивен посоветовал продюсерам кандидатуру Льюиса Тига на должность режиссера, потому что ему очень понравился "Alligator", ироничный "экологический хоррор", снятый Льюисом в 1980-м году. Продюсеры не возражали, но возражала крупная студия, финансировавшая постановку и бросившая на ее амбразуру своего режиссера, венгерского эмигранта Питера Медака (Peter Medak), который провел весь процесс pre-production'а и даже снял небольшое количество материала. Через неделю съемок, однако, студия по каким-то причинам не захотела больше участвовать в проекте, и продюсеры были вынуждены искать финансы у других "поставщиков", которые уже не возражали против кандидатуры Тига, дав ему всего два дня на то, чтобы "принять дела" у Питера Медака. Справился Льюис, надо сказать, замечательно, привнеся в картину не только свой бесспорный талант, но и визуальный креатив, за реализацию которого отвечал искусный оператор Ян де Бонт (Jan de Bont), и сам впоследствии переключившийся на режиссуру, сняв такой блокбастер как "Скорость" ("Speed", 1994), например.

Однако повезло Льюису не только с оператором, но и с актерами, которые все без исключения сыграли свои роли бесподобно. Особенно шестилетний Дэнни Пинтауро, безусловно один из лучших маленьких актеров того времени, которому, впрочем, аккомпанировала не менее замечательная Ди Уоллес, снявшаяся чуть ли не во всех значимых жанровых лентах восьмидесятых и девяностых. Присутствует в фильме и ее тогдашний муж, Кристофер Стоун, а замыкает любовный треугольник нью-йоркский красавчик Дэниел Хью Келли, для которого "Куджо" стал успешным кинодебютом. Успешным во всех смыслах, ибо картина получилась, с моей точки зрения, идеальной. Идеальной и как адаптация литературного первоисточника Кинга, и как самостоятельный фильм с мощной драматургией, эффективным саспенсом, замечательной игрой актеров и креативной режиссурой. Не желая пугать зрителя раньше времени, Льюис Тиг дает аудитории время получше узнать экранных персонажей, которые ведут, в общем-то, обычную жизнь, и вот когда ничто не предвещало беды..., - БАЦ, и люди попадают в страшные обстоятельства, отягощенные множеством случайных совпадений. Причем все, показанное в фильме, вполне реалистично, и это пугает еще больше, ибо такое могло в то время произойти буквально с каждым. Сейчас, конечно, уже нет, ибо у всех есть мобильные телефоны, но в начале восьмидесятых их ведь еще не было, а значит теоретическая возможность оказаться осажденной в собственной машине была практически у всех.

Обладая немалым количеством очень интенсивных моментов, фильм в своей второй половине эффективно играет на нервах зрителей, особенно женских, ибо только женщины могут до конца понять все чувства героини Ди Уоллес, вынужденной насмерть стоять не только за собственную жизнь, но и за жизнь своего ребенка. По этой причине после выхода картины ей еще долго шли благодарственные письма от женщин, узнававших на экране себя. Актерской игре Уоллес, впрочем, помогали и тяжелые условия съемок, когда на улице был чуть ли не мороз, а она была вынуждена целыми днями сидеть в легком платье в холодной машине, изображая, при этом, страдания от жары и обезвоживания. Проблемы были и с сенбернарами, которые довольно плохо поддаются дрессировке и которых, по разным данным, на съемках было от пяти до десяти. Каждый из них был натаскан на определенные действия, а всё, что не могли сделать собаки, доделали за них муляжи и парень в костюме сенбернара ;) Ну и гримеры над собачками, конечно, постарались, сделав из добрых и безобидных животных жутких тварей из ада... Ну, почти :)

При относительно небольшом бюджете в пять миллионов долларов в свой первый уикенд проката лента заработала шесть, оказавшись на втором месте и продержавшись в чартах три недели. А в итоге в американском прокате фильм собрал $21,156,152, чуть чуть опередив ближайших конкурентов в лице "Мертвой Зоны" ($20,766,616) и "Кристин" ($21,017,849), которые тоже являются весьма неплохими киноадаптациями прозы Кинга. "Куджо", впрочем, до сегодняшнего дня остается одним из лучших фильмов по Кингу, и в этом может легко убедиться каждый, кто его посмотрит. А сделать это надо всем...