После грандиозного успеха "Птицы с Хрустальным Оперением" ("The Bird with the Crystal Plumage", 1970), запустившей, по сути, "волну джиалло" в Италии, Дарио Ардженто моментально стал самым "горячим" молодым режиссером в итальянской киноиндустрии с контрактом на три фильма, из которых он решил сделать "животную" трилогию, а посему назвал свой новый проект "Кошка с Девятью Хвостами" ;)

Возвращаясь как то вечером домой, слепой Франко Арно услышал разговор двух незнакомцев в машине, один из которых шантажировал своего собеседника. Будучи репортером на пенсии, он попросил сопровождавшую его девочку посмотреть на машину, и она запомнила внешность одного из собеседников, в то время как лицо второго было скрыто в тени. А через день после этих событий девочка снова узнала разговаривавшего в машине человека, только на этот раз на фотографии в газетной статье, рассказывавшей об ученом генетике, который попал накануне под поезд. Поняв, что это явно не было несчастным случаем, Франко связался с написавшем эту статью репортером и вдвоем они стали "копать тему", докопавшись, в итоге, до интересных вещей и спровоцировав своим расследованием появление нескольких новых трупов...

Сценарий своей новой постановки снова написал Ардженто, но над историей с ним работали еще два человека, никак себя впоследствии не проявивший Luigi Collo, и очень плодотворный (почти сто сценариев или историй на данный момент!) в будущем жанровый сценарист Dardano Sacchetti, по сценариям которого поставлено немало культа. Разложив по полочкам успех "Птицы", Дарио использовал в своей новой работе практически аналогичную структуру и немало похожих фишек, а также привлек к реализации проекта некоторых специалистов, которые помогли ему снять легендарный дебют. Например, музыку для "Кошки" снова написал маэстро Морриконе (Ennio Morricone), а гримом занимался Giuseppe Ferranti. Ну и продюсировал картину вновь его отец, Salvatore Argento :)

Однако фишки фишками, а структура структурой, но снова войти в одну и ту же реку дважды у Дарио не получилось, и его вторая лента оказалась заметно слабее гениального дебюта. Начать можно, хотя бы, с того, что фильм больше похож на классические детективные истории, а не на типичное джиалло, ибо немногочисленные убийства в нем совсем не стильные , не особенно жестокие и довольно однообразные (удавка на шее), а бОльшую часть времени маэстро уделил весьма неторопливому расследованию и почти не привнес в фильм юмора (лично я увидел лишь три сознательно забавных момента), что также, с моей точки зрения, не помогает ленте. Разумеется, в картине есть и "классика жанра", вроде "съемок глазами убийцы", и закрученный сюжет на тему модного тогда исследования генетической предрасположенности убийц, - в конце шестидесятых в Штатах массово протестировали заключенных за особо тяжкие преступления и якобы выявили у многих "синдром XYY", когда у мужчины вместо обычных 46-ти была еще и дополнительная 47-я Y хромосома, сделав поспешные заключения о том, что она ответственна за особо агрессивное поведение. Однако ленте явно не хватает динамики, а концовка, как это часто бывает в джиалло, весьма неправдоподобна.

Большинство тогдашней публики этого, впрочем, не заметило, и фильм стал для Ардженто очередным коммерческим (но явно не творческим, ибо он и сам считает эту ленту одной из самых слабых в своей фильмографии) успехом, правда, не в Америке, где картина, сокращенная на 20 минут, не сумела собрать много денег. Зато на международной арене Дарио закрепил свою недавно приобретенную репутацию "итальянского Хичкока", что позволило ему и дальше выпускать успешные в международном прокате ленты, завершив свою "животную трилогию" в том же году фильмом "Four Flies on Grey Velvet" (1971). Явно не лучшая работа мастера из его "золотого периода", "Кошка", тем не менее, обязательна к просмотру для всех любителей культа и хорошего кино. Ибо при всех своих недостатках кино это, как ни крути, хорошее ;)