После того, как Руджеро Деодато запустил маховик "каннибальского бума" своим фильмом 1977-го года "Last Cannibal World" (хотя зачинателем жанра считается Умберто Ленци (Umberto Lenzi) с картиной 1972-го года "Man from Deep River"), к нему обратились немецкие продюсеры с просьбой "продолжить начатое", которым режиссер, разумеется, не отказал. Продюсировать ленту Деодато попросил своего давнего друга, Франческо Паладжи (Francesco Palaggi), а сценарий заказал плодовитому жанровому автору Джианфранко Клеричи (Gianfranco Clerici), с которым работал над "Last Cannibal World". Идея для нового фильма возникла у Руджеро после разговоров с сыном по поводу освещения телевидением и прессой террористической деятельности "Красных Бригад". Режиссер заметил, что журналистов больше интересовали кровавые подробности террористических актов, нежели идеология, стоявшая за ними, да и некоторые моменты в телевизионных репортажах, по его мнению, были постановочными. Решив отразить это в своем будущем фильме, Деодато попросил сценариста вписать это в его канву, хотя во время съемок оригинальный сценарий подвергся изменениям, и некоторые сцены в конечный продукт не вошли. Одной из таких сцен стал знаменитый "эпизод с пираньями", в котором дикари из племени Яномамо отрубают ногу воину племени Шаматари и скармливают его пираньям. Эту сцену начали снимать, но вскоре выяснилось, что камера для подводных съемок не работает, да и контролировать пираний практически невозможно, поэтому съемки эпизода прекратили, и до нас он дошел лишь в виде нескольких фотографий.

Так как фильм предполагал гиперреалистичность, то и снимали его не в окрестностях Рима, а в самых настоящих амазонских джунглях, недалеко от колумбийского города Летиция (Leticia), на границе с Бразилией и Перу. В качестве "каннибалов" съемочная группа использовала местных индейцев, которым, если верить Карлу Гэбриелю Йорке, вообще не платили, а лишь кормили, но с другими актерами такой фокус уже не прошел, и им пришлось заплатить :). Правда, сущие копейки, потому что на роли документалистов набрали никому неизвестных студентов актерских курсов, а роль профессора Гарольда Монро исполнил известный порноактер "золотого века порно" (семидесятые и начало восьмидесятых годов прошлого века) Роберт Керман (работавший в порно под псевдонимом R. Bolla и снявшийся, в частности, в знаменитой "Debbie Does Dallas" (1978)), тоже не привыкший к большим гонорарам. Так как фильм изначально планировали снимать на английском для максимального охвата потенциальной аудитории, Деодато нужны были американские актеры, но по существовавшим на тот момент законам, для свободной дистрибуции в Европе у ленты должна была быть "официальная национальность", и чтобы фильм официально считался итальянским, в нем должны были играть как минимум двое итальянцев. Этими двумя итальянцами, свободно говорившими по-английски, стали Лука Барбаресчи (сделавший, впоследствии, отличную карьеру в кино и на телевидении) и Франческа Циарди, учившиеся на тот момент в знаменитой нью-йоркской "Actors Studio" Ли Страсберга (Lee Strasberg), откуда взяли и двух других "документалистов" - Перри Пирканена и его приятеля, который отказался от участия в проекте буквально перед посадкой в самолет, который должен был везти актеров в Колумбию. Этот конфуз не особо смутил режиссера, начавшего съемки по-плану, но заставившего нью-йоркских агентов рыть землю носом в поисках замены. И довольно быстро таковая была найдена в лице Карла Гэбриеля Йорке, который получил эту роль благодаря размеру своей обуви, так как он должен был влезть в костюмы, уже купленные для "соскочившего" актера :) Молодой человек согласился на эту работу даже не представляя, в чем ему предстоит сниматься и кого играть, а прибыв на место понял, что отступать уже некуда, позади Амазонка...

... в джунглях которой в начале 1979-го года пропадают четыре популярных документалиста, отправившиеся тудя для съемок сенсационной "нетленки" о жизни каннибалов. Через шесть месяцев после их исчезновения, на поиски выдвигается другая экспедиция, во главе с известным антропологом, профессором Гарольдом Монро. Рискуя собственной жизнью профессору не только удается узнать судьбу документалистов, но и раздобыть отснятые ими пленки, которые хочет пустить в эфир телекомпания, спонсировавшая обе экспедиции. Однако посмотрев их, шокированные телефункционеры отказываются от своей затеи, приказав сжечь все материалы...

Так как лента предполагала наличие "фильма в фильме", то бишь демонстрации отснятого "документалистами" материала внутри картины, то и снимали ее на два типа пленки - 35 и 16 миллиметров. Все "субъективные" эпизоды, иллюстрирующие основной сюжет ленты (больше часа экранного времени), снимались со штатива на 35 миллиметров, в то время как для съемок "объективных" моментов "документалистов" использовались 16-ти миллиметровые ручные камеры в лучших традициях "cinema verite". Такой стиль съемок оказался идеальным для Руджеро, который хотел сделать свой фильм гиперреалистичным, для чего не жалел ни сил, ни актеров, ни животных. Последним в этом плане повезло меньше всех, ибо для этой ленты на камеру убили не только большого паука и маленькую змейку, но и носуху, огромную водяную черепаху, симпатичную молодую свинку и маленькую обезьянку, которой мачете снесли верхнюю часть черепа ради сцены поедания мозгов. Изначально для этого эпизода планировалось использовать искусственную голову обезьянки, начиненную тунцом, но местные индейцы, для которых обезьяньи мозги являются деликатесом, уговорили режиссера все снять по-настоящему, причем два раза...

Актеров, разумеется, никто на камеру не убивал (хотя, после всего увиденного, Карл Гэбриель Йорке этого реально опасался ;)), но и им пришлось несладко, так как сниматься в экваториальном климате Амазонки совсем не сахар, а регулярно валяться в грязи и "насиловать" местных жителей - так и подавно. Не способствовали приятной работе и напряженные отношения среди самих артистов, часть из которых недолюбливала "новоприбывшего" Карла Гэбриеля. Перри Пирканен хотел работать со своим "соскочившим" другом, поэтому новичка не жаловал, а Франческа Циарди попросила Карла трахнуть ее в джунглях, чтобы "снять напряжение" перед съемками их любовной сцены. Карл отказался, и девушка не только постаралась сделать их совместную сцену весьма натужной (за что, кстати, получила нагоняй от Деодато), но и сторонилась его до самого конца съемок. Не способствовали расслабленной атмосфере на площадке и уже упоминавшиеся убийства животных, против которых выступали не только актеры (кроме Лука Барбаресчи, который не видел в этом ничего особенного, кроме, пожалуй, сцены с обезьянкой), но и некоторые члены съемочной группы. Режиссер, впрочем, был непреклонен и гнул свою линию до конца, что и вылилось в настоящий шедевр не только "каннибальского жанра", но и кино вообще.

Будучи экстремально брутальным и оттого исключительно провокативным, этот фильм поднимает немало вопросов современной цивилизации и работы массмедия, в погоне за сенсациями не чурающихся даже постановочных убийств (явный намек на дело "отцов mondo жанра", Джакопетти и Проспери, обвиненных в заказе убийства африканца для "драматического завершения сцены"). Впрочем, многочисленные "социальные комментарии" этой ленты многие считают высосанными из пальца, что частично подтверждает и Карл Гэбриель Йорке, не заметивший у Деодато ярко выраженного желания донести до зрителя некий "месседж" во время съемок своей ленты. По мнению актера, Руджеро снимал "стопроцентный энтертэйнмент", коммерческой основой которого была исключительная и нарочитая провокативность и брутальность. Разумеется, очевидная критика "сенсационной журналистики", в погоне за рейтингами готовой на любые преступления, из картины никуда не делась, равно как не делось из нее и явное сравнение "цивилизованного" западного общества и "примитивных" народов, обряды и образ жизни которых активно эксплуатируются для развлечения "белых людей". Не делись из нее и некоторые другие аспекты, которые, при желании, тоже можно записать в "месседжи", но что в действительности хотел сказать режиссер? Сам Руджеро в интервью признавался, что у него не было иных мотивов, кроме как сделать фильм о каннибалах, но Роберт Керман утверждает обратно, вспоминая, как режиссер не раз делился с ним своими мыслями по поводу некорректной работы массмедия. Истина, как это водится, наверняка посередине - Деодато сознательно запихнул в свой фильм некоторые темы, которые его действительно волновали, но основное внимание уделил не им, а "эксплуатационным", чисто коммерческим элементам (одним из которых была и музыка оскаровского номинанта Риза Ортолани (Riz Ortolani), работавшего над первыми "mondo" фильмами), которые должны были сделать его фильм стопроцентным хитом.

И "Cannibal Holocaust" им действительно стал, правда всего на десять дней, за которые картина в кинотеатрах Милана собрала два миллиона долларов (при бюджете в двести тысяч)! После просмотра ленты Серджио Леоне (Sergio Leone) написал Деодато: "Дорогой Руджеро, ну и фильм! Вторая его часть - настоящий шедевр кинематографического реализма, но все выглядит настолько реальным, что мне кажется, тебе не избежать проблем во всем мире." И действительно, на одиннадцатый день картина вместе с режиссером была арестована на основании жалоб зрителей, посчитавших ленту настоящим "снафф-фильмом". На это, впрочем, у них были все основания, потому что маркетинговая стратегия дистрибьютора и строилась на том, что зрители видят настоящие пленки настоящих документалистов. С актерами специально подписали контракт, запрещавший им в течение года появляться в любой другой медийной продукции, будь то реклама, или телевизионное "мыло", чтобы создать иллюзию их "смерти", что, в данном случае, сыграло против Деодато, который, разумеется, утверждал, что никого не убивал. "А где же тогда все эти люди?" - спросили судьи, и режиссеру с продюсерами ничего не оставалось делать, кроме как аннулировать контрактные обязательства актеров и привести их, живых и здоровых, на телевизионное шоу, что удовлетворило судей лишь частично, потому что у них еще остались сомнения по поводу знаменитой сцены с посаженной на кол девушкой. Тогда Деодато пришлось им объяснять, как был достигнут этот эффект (что сведущим в кино людям, кстати, вполне очевидно) - девушка просто сидела на велосипедном кресле, приделанном к шесту, а в зубах держала кусок дерева, что и создавало иллюзию протыкания тела насквозь. После этого объяснения с Деодато сняли все обвинения в убийствах людей, оставив, впрочем, обвинения в жестоком обращении с животными, на основании чего картину к прокату запретили, присудив режиссеру, сценаристу, продюсеру и дистрибьютору четыре месяца условно и штраф в триста долларов. Не имея возможности прокатывать фильм из-за судебного решения, последующие три года Руджеро провел в судах различных инстанций, пытаясь вызволить свою картину из лап судебной системы, что ему, в конечном счете, удалось, после чего "Холокост Каннибалов" увидели не только в Италии, но и в других странах, правда, далеко не во всех. Если верить Деодато, его картину запретили к прокату больше пятидесяти (!) стран, зато в Японии фильм стал кассовым мегахитом, уступив в бокс-офисе лишь спилберговскому "E.T." (1982)...

Из-за своего скандального статуса, в 2006-м году эта лента вошла в двадцатку самых спорных фильмов всех времен по версии журнала "Entertainment Weekly", являясь самой "распираченой" лентой в кругах бутлегеров, из-за долгого отсутствия официальных релизов. Сейчас, впрочем, с этим проблем нет, и фильм доступен как минимум в двух полноценных и реставрированных версиях (от Grindhouse Releasing в Штатах и EC Entertainment в Европе). Не постеснялись "наварить" на скандальной популярности ленты и другие кинематографисты, выпустив как минимум шесть "неофициальных сиквелов" картины, хотя и Деодато в последнее время проявляет повторный интерес к каннибальскому жанру, намереваясь ставить фильм с незамысловатым названием "Cannibals" который будет толи сиквелом, толи ремейком "Холокоста", толи вообще совершенно новым проектом. Источники по этому поводу расходятся, а сам режиссер скуп на комментарии, рассказав журналистам лишь то, что на данном этапе уже готов сценарий, но возникли сложности с продюсером. Как бы там ни было, но своим провокационным шедевром Деодато уже давно вписал себя в историю кинематографа, и "Холокост Каннибалов" ему уже никак не переплюнуть, ну никак. Не сделать этого и многочисленным имитаторам, которые без зазрения совести используют революционную структуру и идею фильма Руджеро. Особенно на этом поприще в свое время преуспели создатели "The Blair Witch Project" (1999), которые не просто внаглую сперли основной концепт картины Деодато, но еще и повторили точь-в-точь маркетинговый ход с "настоящими пленками" и "мертвыми актерами", которые так-же подписали контракт о временном "уходе со сцены" и даже в IMDB определенное время значились как "Missed, presumably dead". Руджеро на них, впрочем, не в обиде :)

Посмотреть этот провокационный мегакульт нужно всем без исключения поклонникам жанрового кино, потому что это действительный шедевр и одна из высших точек в карьере Деодато. Но если вы "защитник прав животных", беременная женщина или просто человек тонкой душевной организации, тогда эта картина вам никак не рекомендуется, потому что наполнена ультрареалистичными сценами экстремального насилия и настоящими убийствами животных, что не каждый сможет выдержать...