Безусловно: это, пожалуй, самый известный фильм бессмертного маэстро кровавых ужасов, Лючио Фульчи, а возможно, и самый лучший (во всяком случае, со всех точек зрения - как с технической, так и с творческой - фильм выполнен на высочайшем уровне). Это - вторая и предпоследняя его работа в творческом тандеме с английской красавицей Катрионой МакКолл, и пожалуй, самая удачная и продуктивная как для самого маэстро, так и для Катерины (Katherine - так писали ее имя в титрах всех его фильмов, на итальянский манер). Конечно, у фильма была весьма непростая прокатная судьба как в Европе (где картину запретили показывать в некоторых странах, среди которых Германия, Норвегия), так и в Америке, где картина вышла в прокат серьезно порезанной (вырезали практически все кровавые эпизоды, и вообще капитально перемонтировали ленту, тем самым фильм практически уничтожив) и с другим названием - Семь Дверей Смерти (Seven Doors of Death). Более того, даже имя самого режиссера в Америке "очеловечили" и Лючио Фульчи в титрах превратился в Луиса Фуллера (Louis Fuller)!..

Ну хватит о грустном, поговорим лучше о сюжете. Как и во всех фильмах маэстро, сюжет тут особенно не важен и большой роли не играет, но для любознательных читателей приведем его. Молодая красивая девушка Лайза получила в наследство дом в Луизиане, который некогда был отелем, но вот уже долгие годы простаивает пустым. В 1927 году разъяренные местные жители жестоко убили в нем художника, которого они считали колдуном, и который на самом деле каким-то образом (каким именно - нам не говорят) нашел ключ к двери ада, распологавшейся в подвале этого самого отеля. Художника убили, прибив к стене и засыпав известью, и в таком виде замуровали в этом самом подвале. И вот пятьдесят лет спустя, Лайза, решив восстановить отель и снова сделать его прибыльным бизнесом, нанимает рабочих для ремонта обветшалого здания. Как это обычно и бывает, вскоре один из рабочих находит на свою беду замурованный в подвале труп, тем самым освобождая его от пут смерти...

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что практически все персонажи, появляющиеся на экране в конце концов погибнут более или менее мучительной, но всегда весьма кровавой и детально показанной смертью, ну а тем, кто все-таки останется в живых, особенно также не позавидуешь. Уж таковы фильмы Фульчи - "хэппи эндов" от них ожидать бесполезно. И это правильно, ведь для "хэппи эндов" есть американский кинематограф, а данный фильм - творение итальянца, а они на дешевые коммерческие трюки, дабы "задобрить публику и показать, что все на самом деле не так уж и плохо и зло всегда будет повержено", в большинстве своем никогда не идут. Уж такова природа вещей - зло, будучи выпущенным на свободу, обязательно поглотит своих "освободителей", ну а если получится, то за компанию и все человечество.

Как уже говорилось выше, этот фильм, пожалуй, является действительно вершиной творчества Фульчи, ибо в нем буквально все идеально: идеально построенный кадр и выверенная операторская работа; замечательные, очень реалистичные спецэффекты и грим; отличный монтаж и потрясающая, очень простая, но в тоже самое время поразительно сильная, пугающая музыка, более чем удачно навевающая жуткую и тревожную атмосферу. Ну и конечно же, отличные актерские работы и режиссура, тут нареканий вообще никаких быть не может. Естественно, в этом фильме, как и во многих других картинах маэстро, есть пара кадров, которые будут помнить еще очень долго и которые являются, пожалуй, визитными карточками его фильмов. Одна из таких сцен происходит в ванной, когда зомби насаживает затылок несчастной уборщицы на длинный торчащий из стены гвоздь, который в свою очередь выходит из глазницы потерпевшей вместе с ее глазом на конце. Ну, а вторая сцена происходит уже ближе к концу фильма, когда доктор МакКейб стреляет из крупнокалиберного магнума в голову девочке с близкого расстояния, тем самым позволяя пуле разнести череп несчастной вдребезги, образовав в нем огромную дыру, через которую зритель видит стенку с размазанными мозгами. Вот за такие вещи мы и любим Фульчи, он никогда не упускал шансов показать нам "over the top" насилие на экране, и всегда делал это изобретательно и очень качественно. Ну, что тут еще скажешь кроме "Fulci Lives!"

Безусловно, фильмы маэстро, что называется, "на любителя". Но таких "любителей" во всем мире очень и очень много, благодаря чему его фильмы столь любимы и почитаемы народом по сей день. И если вы по каким-либо причинам еще не успели ознакомиться с творчеством этого великого человека, то лучшей кандидатуры, чем "The Beyond", вам не найти, поверьте мне. Ну, а фэнам европейского культового кино объяснять, кто такой Фульчи, и вовсе не стоит. Им можно посоветовать лишь достать с любимой полочки кассету/диск с этим фильмом и пересмотреть его заново, снова получая свою порцию кровавых удовольствий :)