Культовый эротический режиссер Валерьян Боровчик родился второго сентября 1923-го года в Квилче (Kwilcz), небольшом городке недалеко от Познани (Poznan). Закончив краковскую академию искусств, молодой Валерьян посвятил себя рисованию и литографии, но постепенно переключился на создание постеров к фильмам, за что и получил национальную премию в 1953-м году. Коммунистическая Польша, однако, была ему не мила, и в 1959-м он оседает в Париже, где начинает работать над причудливыми анимационными короткометражками, снискавшими ему славу сюрреалиста и авангардного режиссера. Впрочем, после своего полнометражного анимационного дебюта, "Theatre de M. et Mme. Kabal" (1967), Валерьян решает переключиться на "эротический live-action" с участием супруги, Лигии Браниче (Ligia Branice), которая снялась в трех его художественных фильмах, не считая короткометражек. В семидесятые уже немолодой режиссер вошел на пике творческого подъема, выдав на-гора одни из самых известных и провокационных своих лент, включая "Зверя"...

Французский аристократический род де ль'Эсперанс переживает не лучшие времена, и глава семейства, Пьер де ль'Эсперанс, решает поправить положение с помощью женитьбы своего единственного сына на богатой английской аристократке Люси Броадхёрст, с которой, от лица наследника, он вел переписку. Самого же "виновника торжества", бородатого Матюрэ, больше интересуют лошади, за спариванием которых он с удовольствием наблюдает, нежели женитьба, которой он искренне боится. Папа, впрочем, непреклонен, и не жалеет ни сил, ни родственников, ради достижения задуманного им плана. Но все неожиданно идет наперекосяк, когда приехавшая в поместье Люси находит дневник Ромильды де ль'Эсперанс, затрахавшей в восемнадцатом веке ужасного лесного зверя до смерти...

Как видно уже из описания, этот фильм у Боровчика получился как минимум странным, а как максимум - сумасшедшим и провокационным. Собственно говоря, он таким и был, разделив в свое время критику на два непримиримых лагеря - французы фильм превозносили, в то время как весь остальной мир писал на ленту уничижительные рецензии. Истина, впрочем, как всегда находится посередине...

Честно говоря, из просмотра картины совершенно не ясно, что конкретно хотел сказать ею автор и хотел ли он сказать что-либо вообще, равно как остается загадкой и целевая аудитория ленты, для кого она, собственно говоря, снималась? Для поклонников эротики тут очень много болтовни, откровенных странностей и не очень много, собственно, самой эротики. Любителям артхауса наверняка понравится общая странность фильма, но они будут не в восторге от его эротической составляющей на грани фола. Остаются лишь стойкие поклонники еврокульта, которые должны принять картину "на ура" из-за ее содержания, но у которых, по ходу действия, так же возникнет масса вопросов. И первым из них будет такой: а как это, собственно, надо воспринимать? Снималось ли это на полном серьезе или режиссер просто тонко "стебался" над зрителями, а его фильм надо смотреть как абсурдистскую комедию с элементами сюрреализма? Лично у меня однозначных ответов на эти вопросы нет, и я все списал на явное сумасшествие автора, хотя большая часть ленты, вроде бы, вполне серьезна. Но уж слишком много в "Звере" откровенного абсурда, который местами создает комические ситуации, смеяться над которыми, впрочем, совсем не хочется, и это лишь добавляет всему действию еще больше абсурда.

Первый акт ленты практически лишен какой-либо обнаженки и эротики, зато фильм открывается длинной сценой копуляции коняшек, показанной в откровенных "животно-порнографических" деталях, что, по идее, должно сразу шокировать неподготовленного зрителя. Во втором акте эротики и обнаженки прибавляется, но все эти сцены очень короткие и не несут в себе практически никакой смысловой нагрузки, так как все внимание уделено развитию основного "драматического" сюжета. Зато ближе к финалу, в третьем акте, Валерьян Боровчик разошелся не на шутку, вывалив на ошалевшего зрителя потрясающую в своем сюрреализме сцену животного изнасилования, в которой, под веселую клавесинную мелодию, мохнатое нечто с огромной черной "шишкой" бегает по лесу за девушкой, срывая с нее одежду и брызгая во все стороны спермой! Дальше - больше: девушка срывает с себя белый парик и "зверь" им демонически мастурбирует, после чего трется своей "шишкой" о дерево, на которое забралась беглянка, и снова активно кончает. Девушка срывается с дерева и остается висеть над землей, ухватившись за ветку, в то время как зверь своей огромной слюнявой пастью ей подлизывает, а она ногами мастурбирует ему член! Ну а затем начинается полнейший беспредел, в котором "животное" трахает девушку сзади, после чего, в экстазе, она снова делает ему "footjob", за которым следует "blowjob" и даже "titsjob"!!! Зверь чуть ли не каждую секунду обильно кончает, орошая Ромильду с ног до головы белой вязкой спермой, которую та сладострастно растирает по телу, готовясь к "продолжению банкета", но животное, не выдержав суровых перегрузок, умирает...

Показан этот откровенный беспредел во всех возможных деталях, кроме проникновения "члена" во влагалище, но и без него подобная "зоофилия" даже сейчас смотрится "на грани", а уж тогда и подавно. Чего уж там говорить, даже либеральные французы были в шоке от нового творения Боровчика, которое стало его самым скандальным фильмом, снискав себе славу творения сумасшедшего гения. Насчет гениальности я бы поспорил, но то, что Валерьян является сумасшедшим, с моей точки зрения совершенно очевидно :) Очевидны, впрочем, и чисто кинематографические достоинства ленты, которая стильно снята и обладает качественным арт-дизайном, что наверняка привлечет к ней "любителей прекрасного". Эти любители, впрочем, должны быть готовы не только к созерцанию прекрасного, но и к извращенному переложению сказки про красавицу и чудовище, в котором красавица не такая уж и красавица, зато чудовище - всем чудовищам чудовище! :) Активно рекомендуется поклонникам еврокульта и "adventurous" киноманам, имеющим желание радикально расширить свой киногоризонт...