Не работавший "в большом кино" (но снимавший для телевидения) около 12-ти лет, в 2010-м знаменитый американский режиссер Джон Лэндис решил снять в Старом Свете черную комедию про знаменитые деяния одних из самых известных серийных убийц Шотландии девятнадцатого века, Бёрке и Хэре. Однако этот проект наглядно показал, что мастер, к сожалению, уже потерял былую хватку, и фильм получился у него на удивление натужным, я уж не говорю про то, что показанные в нем события имели мало общего с исторической реальностью.

О чем, правда, нас предупреждают уже в начальных титрах, так что придираться к этому не будем :) Итак, Шотландия, Эдинбург, 1828-ой год. Известному доктору Ноксу не хватает "анатомических материалов" для вскрытия, восполнить нехватку которых берутся двое ирландских иммигрантов-приятелей Уильям Бёрк и Уильям Хэр, "первый труп" которых умер своей смертью, а всем последующим они уже любезно помогли. Бизнес у корешей шел в гору и бабчелки потекли рекой, но полиция заметила серьезное увеличение числа "пропавших без вести" в городе. В конечном итоге, как это часто водится, веревочка подошла к концу, и опьяненный любовью к актрисе-профурсетке Бёрк взял всю вину на себя, заявив перед повешеньем, что все свои деяния он совершил ради любви...

Из-за чего наши еба**тые прокатчики дали фильму исключительный в своей убогости "перевод", обозвав его не иначе, как "Руки-ноги за Любовь"! Я думаю, что данное название останется в анналах отечественного кинопрокатного бизнеса одним из самых ярких примеров абсолютно идиотской ублюдочности, какую только можно себе представить. Хотя с коммерческой точки зрения оно себя, наверное, оправдало, ибо в не столь уж широком прокате со 156-ю копиями фильм заработал почти семьсот тысяч долларов ($677.754). Хотя способствовало этому, скорее всего, не название, а имена Саймона Пегга и Джона Лэндиса на афишах, так что вернемся к обсуждению творческих особенностей ленты.

Несмотря на весьма небольшой по голливудским меркам бюджет в 10 миллионов долларов, в свой фильм Джон Лэндис смог затащить не только массу действительно классных актеров, но и весьма масштабно снял его как в самом Эдинбурге, так и в некоторых частях Англии, которая, как вы понимаете, дешевой страной не является. Тем удивительнее было узреть на экране "всего за десять миллионов" большую массовку в исторических костюмах и массу аутентичных деталей обстановки и быта тех лет. А также немало известных актеров в небольших ролях и совсем уж микроскопических камео. Так, душка Тим Карри (Tim Curry) играет небольшую роль конкурента Роберта Нокса, доктора Монро (Doctor Monro); монументальный Кристофер Ли (Christopher Lee) появляется в маленькой роли второй жертвы убийственной парочки; а особо глазастые зрители в микроскопическом камео одного из заслуженных докторов смогут разглядеть легендарного мастера stop-motion спецэффектов Рэя Хэррихаузена (Ray Harryhausen). Не забывает Джон и о людях из своих давних фильмов, поэтому в небольших ролях в картине появляются и три актера из его самой известной, пожалуй, жанровой работы "Американский Оборотень в Лондоне" ("An American Werewolf in London", 1981), - Дженни Агуттер, Дэвид Шофилд и Джон Вудвайн (Jenny Agutter, David Schofield, John Woodvine). Ну а в главных ролях "звездят" на экране как всегда великолепный Саймон Пегг и редко узнаваемый "в натуре" Энди Сёркис, специализация которого - "performance capture" для полностью цифровых персонажей, вроде Голлума (Gollum).

Их актерский дуэт, по сути, лучшее, что есть в картине, помимо отличной кинематографии и аутентичного art direction'а, разумеется. Их работа в этом проекте еще раз наглядно доказывает простой тезис, что хороший актер будет достойно смотреться в любой, даже плохо прописанной роли, но весь фильм, при этом, на своих плечах не вытянет, если в нем нет главных составляющих - хорошего, или хотя бы просто "крепкого" сценария, и вдохновенной режиссуры. А ни того, ни другого, к сожалению, в этой ленте нет. Творческий тандем сценаристов Пирса Эшворта и Ника Муркрофта (Piers Ashworth, Nick Moorcroft) ничего реально стоящего за свою карьеру так и не выдали, и этот сценарий ничем из "средненького порожняка" тоже не выделяется. Явно написанный без искры, без такой же искры он и поставлен Джоном Лэндисом, который хоть и говорил в своих публичных интервью, что взялся за этот проект лишь благодаря "удачному" сценарию, но на экране что-то этого не видно. Не видно его фирменного юмора, тонкого баланса между смешным и "ужасным" и, самого главного, вдохновения. А без вдохновения, сами понимаете, ничего особенно хорошего в любом творческом деле не получится. Середнячок, - пожалуйста, для профессионала, каковым безусловно является Лэндис, такое выдать без проблем, но пытаться создать без вдохновения нечто "выше среднего", не говоря уже о шедеврах - совершенно бесполезное занятие. А Джон, судя по всему, даже и не пытался, поэтому его фильм, хотя и является, местами, забавным, к сожалению категорически не смешон. И, разумеется, не страшен, ибо "черные аспекты" истории о двух серийных убийцах, на минуточку, отправивших на тот свет как минимум шестнадцать человек, в нем почти не присутствуют, либо обыграны в забавно-"лайтовом" ключе. Я уж не говорю о приплетенной абсолютно за уши любовной истории Бёрка и бывшей проститутки, а ныне актриски-профурсетки, активно его "козлящей" ради театральной постановки "Макбета" в полностью женском составе. Выглядит этот сюжетный ход не только притянутым за уши, но и откровенно натужно, как, в общем то, и вся постановка, в которой хорошие актеры с хорошим режиссером попросту теряются на фоне среднего сценария, пытаясь изо всех сил (это я сейчас про актеров, ибо Лэндис, как я уже отметил выше, и не пытался, как мне кажется :)) выдать на-гора хоть что-нибудь забавное. Что ж, иногда, довольно редко, это у них получается, но не более того.

К моему великому сожалению можно смело констатировать тот факт, что "широкоэкранный камбэк" некогда весьма кассового и успешного режиссера явно не задался, подтверждением чему служат как критические отзывы, так и прокатная история картины со смешными кассовыми сборами. На родине Джона Лэндиса, в Штатах, несмотря на наличие известных и популярных имен на афише картину вообще выкинули всего на ОДИН экран, с которого она не собрала даже пяти тысяч долларов, остановившись на отметке $4,833! Ну а в международном прокате фильм собрал почти четыре с половиной миллиона ($4,349,187), что тоже, как вы понимаете, не утолило боль его продюсеров, раскошелившихся для производства на сумму в два раза большую. Критика "Бёрка и Хэра" также не обласкала, хотя обложка DVD пестрит зазывными рекламными цитатами, вроде "Outrageously Funny", "Highly Entertaining" и "...packed with the cream of british comedy talent". Так вот, НЕ ВЕРЬТЕ! Хотя с последней цитатой, разумеется, нельзя не согласиться, ибо в картине действительно задействованы одни из лучших комедийных талантов Британии. Проблема только в том, что они задействованы там очень слабо и на явно средненькой паршивости проекте, а значит, нам почти "не доставляют". Ради них, в общем то, этот фильм еще и можно посмотреть, но я бы вместо этого рекомендовал вам ознакомиться с гораздо лучшей версией истории Бёрка и Хэра, одноименной лентой 1972-го года.