Историю ирландских эмигрантов Бёрка и Хэра, убивавших людей ради продажи их тел в анатомический театр, экранизировали не однажды, но эта экранизация, несмотря на некоторые художественные вольности, является одной из самых точных.

Однако сначала поговорим о реальных событиях, происходивших в Эдинбурге (Edinburgh) в 1828-м году. Тогда двое ирландских эмигрантов, Уильям Бёрк и Уильям Хэр (William Burke, William Hare), нашли для себя очень прибыльный бизнес - продажу трупов постояльцев "меблированных комнат" Хэра известному доктору Ноксу (Doctor Robert Knox) для анатомических лекций. Началась вся эта эпопея 29-го ноября 1827-го года, когда в ночлежке Хэра от болезни умер старый военный пенсионер, задолжавший за свое проживание четыре фунта. И тогда Хэру пришла в голову гениальная идея, продать тело постояльца хирургам, которые в те времена испытывали острую нехватку "пособий" по анатомии, а потому платили за трупы хорошие деньги и не задавали, обычно, лишних вопросов. Сказано - сделано, и с помощью своего приятеля Бёрка Хэр "толкнул" труп старичка доктору Ноксу, за что получил аж семь с небольшим фунтов, что по нынешним временам равно примерно 1200 долларам! Поняв, что на смерти можно сделать немалые деньги, приятели решили продолжить успешное начинание, тем более что у Хэра как раз ночевал еще один больной постоялец. Естественной смерти которого они ждать, впрочем, уже не стали, а просто напоили его виски и тихонечко придушили. Ну а потом пошло-поехало... Сначала криминальная парочка заманивала к себе лишь "отбросы общества" вроде бомжей, пьяниц и попрошаек, которых уж точно искать никто не будет, но потом переключилась и на менее маргинальных персонажей, за что в итоге и поплатилась. Всего за десять месяцев 1828-го года Бёрк и Хэр, по их собственному признанию, "оприходовали" 16 человек, однако судили их всего за три эпизода, по которым полиции удалось собрать достаточно улик. А повесили, в итоге, и вообще одного лишь Бёрка, потому что Хэр пошел на сделку со следствием и свидетельствовал против своего подельника, а вероятное пособничество их жён, которое в фильме подается как факт, так и не было доказано.

Повесили Бёрка под проливным дождем в 8:15 утра 28 января 1829-го года перед толпой в 20-25 тысяч (!!!) человек, а на следующее утро его тело публично препарировали в анатомическом театре эдинбургского университета, скелет сохранили для потомков (посмотреть его можно в анатомическом музее медицинского университета Эдинбурга), а из кожи понаделали всяких ништяков, вроде портмоне и визитниц, одну из которых выкупили на аукционе в 1988-м году за 1050 фунтов. Что же касается других участников этой истории, то все из них отделались "легким испугом", хотя и вынуждены были спешно эмигрировать, спасаясь от разъяренной толпы линчевателей. Дальнейшая судьба большинства из них не известна, кроме доктора Нокса, которого публика считала пособником убийствам, хотя лично он с "гробокопателями" дел не имел и поэтому официального обвинения ему никто не предъявлял. Однако репутация "доброго доктора" после этих событий серьезно пострадала, и в конечном итоге он вынужден был уехать в Лондон, где и умер 20 декабря 1862-го года. Что же касается Хэра, то про его дальнейшую судьбу сложили много легенд, одна из которых представлена в конце фильма, что, якобы, его ограбили и бросили в известняковый карьер, где он потерял зрение и провел остаток дней слепым попрошайкой в Лондоне. Однако никаких официальных подтверждений этому нет, поэтому скорее всего это просто народная выдумка.

Но вернемся, собственно, к "Бёрку и Хэру". Картина пересказывает реальную историю смертельной парочки весьма "близко к тексту", хотя некоторые вольности в последовательности и интерпретации событий, как я уже говорил, ее авторы себе позволили, что абсолютно нормально в художественном произведении. Так, на второстепенном, по сути, убийстве проститутки (в реальности, кстати, не факт что она ею была) Мэри Патерсон (Mary Paterson) тут заострили особое внимание, сделав ее объектом любви одного из студентов доктора Нокса, решившего "докопаться до истины" после того, как он увидел ее тело в анатомическом зале. При этом авторам неплохо удалось передать в картине саму атмосферу тогдашнего Эдинбурга, с его узкими мало освещёнными улочками, роскошными борделями, нищетой и золотым временем для "предпринимателей" вроде главных героев. Которых играют, кстати, замечательные актеры, а режиссер со сценаристом решили сделать из трагической истории эдакую черную комедию со вкраплениями любовной мелодрамы. Что фильму, кстати говоря, нисколько не мешает, потому что в любой трагедии найдется место юмору, а смеяться можно и над холокостом, как продемонстрировал нам, например, Роберто Бениньи (Roberto Benigni) в своей оскароносной картине "Жизнь Прекрасна" ("La Vita E Bella", 1997).

А тут, помимо черного юмора и отличных актерских работ, нам демонстрируют еще и сиськи, ибо фильм снимали для одновременного показа как в консервативной Британии, так и в других, намного более либеральных европейских странах, где "каталась" версия с гораздо большим количеством обнаженки, что очень даже неплохо. Вообще, эта работа Вернона Сьювела, ставшая для режиссера последней, оказалась действительно неплохой, в отличие от других его жанровых опусов, вроде "Террора Кровавого Зверя" ("The Blood Beast Terror", 1968), который был просто ужасным. Уж не знаю, что стало для этого предпосылкой. Возможно, хороший сценарий Эрнла Брэдфорда (Ernle Bradford) или персональный интерес Вернона к этой истории, но факт остается фактом, картина получилась у него совсем не скучной, в меру атмосферной, относительно динамичной, а местами даже весьма эротичной. Одним словом, картина у него просто "получилась", а значит вам ее надо обязательно посмотреть, особенно если вы интересуетесь оригинальной историей Бёрка и Хэра в интересной и довольно познавательной подаче.