"Американский Оборотень В Лондоне" - фильм во многом революционный. И все благодаря тому, что к порядком уже избитой теме оборотней молодые таланты во главе с Джоном Лэндисом подошли несколько с другой стороны, нежели их многочисленные предшественники. Начать, пожалуй, стоит с того, что впервые именно в этом фильме создатели решили поставить свое детище "на колени", отойдя от "человекоподобного-прямоходящего" образа оборотня (как это практиковалось в классических фильмах студии Universal, к примеру) и показав на экране более чем реалистичный образ "настоящего" оборотня - огромного кровожадного волкоподобного зверя, обладающего невероятной силой и выносливостью. Далее: в этом фильме Джон Лэндис разрушил все "классические" каноны жанра, ведь раньше как считалось - либо ты снимаешь ужасы, либо делаешь комедию, либо же - снимаешь откровенную пародию, а такого, чтобы в одном фильме соединить и страшное, и смешное - такого еще не было, и студии шарахались от подобных затей как черт от ладана. Именно поэтому сценарий "Американского Оборотня", написанный Лэндисом еще в 1969 году в возрасте 19 лет так долго и лежал на полке - ни одна студия не решалась взяться за производство подобного проекта. Однако ситуация переменилась в 1980-м, когда Лэндис, после впечатляющего успеха своих предыдущих проектов (Animal House и The Blues Brothers) наконец-то приобрел достаточный "вес" в Голливуде, чтобы найти финансирование для своей старой задумки - фильма про оборотня.

Двое американских туристов, молодые парни Джэк и Дэвид, опрометчиво "на своих двоих" путешествуя по Английской "глубинке", ночью подвергаются нападению дикого зверя. Джэк погибает на месте, а Дэвида, лишь слегка поцарапанного, спасают подоспевшие на помощь местные жители. Очнувшись через три недели в больнице Лондона, Джэк узнает, что его приятель погиб и что полиция, расследовавшая инцидент, настаивает на версии "маньяка" - будто бы на них напало не животное, как отчетливо помнил Джэк, а некий псих. Ситуация, однако, усугубляется тем, что его мертвый друг Джэк заявляется в больничную палату Дэвида и объясняет ему, как реально обстоят дела - и для Дэвида эти новости неутишительны - его поцарапал оборотень, и теперь, в полнолуние, он сам превратится в зверя и будет убивать, и остановить это проклятие сможет лишь его смерть. Вот такие вот дела.

На протяжении второй половины фильма мы убеждаемся, что мертвый Джэк Гудман нам не врал, и Дэвид действительно превращается в оборотня в полнолуние и убивает, убивает, убивает... Попутно, уже днем, он пытается покончить с собой, но у него не хватает духа сделать этого, хотя живые мертвецы, его жертвы, активно подбивают его на это в полупустом зале порнокинотеатра, наперебой давая дельные советы, как лучше себя умертвить :) Заканчивается все для Дэвида, естественно, плачевно - его убивают полицейские, прямо на глазах влюбленной в него медсестрички...

Лэндис, как человек ОЧЕНЬ веселый, и, надо сказать, действительно с отличным чувстом юмора (что среди современных фильммэйкеров стало редкостью) абсолютно "бесшовно" совместил на экране "страшилки" с комедией, то бишь сделал именно то, чего до него никто еще не решался (или не пытался, или просто банально не смог) сделать. И получилось у него это просто великолепно. Чего только стоит мертвый друг Дэвида, Джэк, будучи, по ходу дела, разлагающимся трупом, не потерявший чувства юмора и иронично комментирующий Дэвидово положение, уговаривая его при этом покончить с собой. Или, как я уже отмечал выше - сцена в порнокинотеатре, когда сборище трупов, сидя в зале и поглядывая на экран с совокупляющимися парочками ("порно" сцены были специально отсняты для фильма), со знанием дела дают Дэвиду советы по наиболее радикальному способу самоумервщления. При этом в фильме присутствуют и реально пугающие моменты, связанные с появлением и нападением оборотня, снятые безо всякой иронии или "хохмы" - то есть, как я уже и говорил, фильм вполне органично совмещает в себе и комедийные, и "ужасные" элементы, причем смотрится все это абсолютно не натянуто и вполне естественно, что, конечно же, является всецело заслугой режиссера.

Однако амбиции создателей фильма лежали не только в том, чтобы совместить на экране воедино "ужас" и комедию, но и в том, чтобы до предела натуралистично показать зрителям болезненную трансформацию человека в оборотня, при этом не используя специальные оптические и световые трюки, а задача эта, скажем прямо, была не из легких, ибо никто до этого ничего подобного не делал. Однако легендарный ныне, а в те времена просто хороший друг Лэндиса специалист по сложному гриму и спецэффектам Рик Бейкер (Rick Baker) не побоялся столь сложной задачи и надо сказать, что результат его кропотливой работы превзошел буквально все ожидания - зрители воочию, подробно и со всеми натуралистическими деталями увидели постепенную трансформацию человека в оборотня (эта сцена давно уже внесена в анналы истории спецэффектов и грима и стала классической, впрочем, как и сам фильм), и все это абсолютно без использования "stop-motion" анимации, особых оптических или световых эффектов, не говоря уже про компьютерную графику (которая была использована для показа трансформации в недавнем сиквеле - "Американском Оборотне В Париже" и выглядела просто ужасно), которой тогда вообще еще практически не было. Бейкер добился этого лишь благодаря специальному гриму и механическим приспособлениям, за что и получил вполне заслуженно Оскара за спецэффекты, став ПЕРВЫМ человеком, получившем эту награду сразу после ее появления в списке номинаций в 1981 году.

Ну что тут еще можно сказать? Джон Лэндис - поистине удивительный режиссер, очень талантливый, с потрясающим чувством юмора и отличной визуальной культурой. К тому же он в какой-то мере и революционер кинематографа, внесший кое-какие свежие идеи в давно уже устоявшиеся и варящиеся в собственном соку жанры - за это и любим. Безусловно, этот фильм рекомендуется к просмотру самому широкому кругу зрителей, ибо это классика, с которой просто необходимо ознакомится всем и каждому. И смотреть его стоит не только потому что это "классика, и ее знать надо", а просто потому, что это отличное, веселое и местами страшное кино, которое не позволит вам скучать нм минуты экранного времени и оставит у вас после просмотра вполне благодушное и хорошее настроение :)