![](/pictures/screenshots/alligator/t225/alligator1.jpg)
Неожиданно возникшая озабоченность западного общества все нарастающими экологическими проблемами, вызвала в семидесятых годах прошлого века волну "экологических ужасов", захлестнувших экраны кинотеатров. Первыми начали свое наступление на цивилизованное человечество крысы, в фильме Даниэля Манна "Уиллард" (Daniel Mann's "Willard", 1971) и его сиквеле "Ben" (1972), а затем к ним присоединились все остальные представители животного мира, и даже насекомые :) В кино, людей активным образом "мочили": кролики-убийцы (!) из "Night ofthe Lepus" (1972); лягушки (!!) из, собственно, "Лягушек" Джорджа МакКована (George McCowan's "Frogs", 1972); муравьи (!!!) из фильмов "Phase IV" (1974) и "Empire of the Ants" (1977); медведи, в картинах "Grizzly" (1976) и "Prophecy" (1979); их
поставщики меда, пчелы, в лентах "The Savage Bees" (1976) и "The Swarm" (1978). Да и лучшие друзья человека не раз и не два покусали "руку кормящую" в таких фильмах, как "Dogs" (1976) и "The Pack" (1977). В 1975-м, с выходом первого блокбастера Стивена Спилберга "Челюсти" ("Jaws"), пришла мода и на кровавых обитателей водной среды. Так, помимо непосредственных сиквелов к самим "Челюстям", через два года были сняты "Orca" и "The Deep", а еще годом позже на экраны вышли (выплыли?) юморные пираньи Джо Данте ("Piranha"). Сценарист "Пираньи", Джон Сайлс (John Sayles), решил не останавливаться на достигнутом, и рассказал историю про еще одно страшное животное, аллигатора...
![](/pictures/screenshots/alligator/t225/alligator3.jpg)
После впечатляющего крокодильего шоу, во время которого чуть не отгрызли ногу зазевавшемуся работнику, любвеобильная мамочка купила своей любознательной дочке маленького аллигатора, но раздосадованный этим фактом отец, смыл малютку в унитаз. В канализации, правда, крокодильчик не умер, и через двенадцать лет вымахал в огромного монстра, питаясь трупиками собачек из химической лаборатории. Там над собаками проводились нелегальные опыты, целью которых было создание эффективного гормона роста, вот наш крокодил и разросся как мамонт, на собачках, разумеется, не остановившись. Когда количество выловленных на очистных
сооружениях человеческих конечностей превысило все разумные пределы, за дело всерьез взялась полиция, хотя повязанный с химическим промышленником мэр пытался всячески замять это дело. В результате, мэра с химмагнатом замочил тот самый крокодил, а его самого "поставил к стенке" бравый неподкупный полицейский, вместе с той самой любознательной девочкой, ставшей известным биологом... ;)
Очевидное B-movie, как и "Пиранья", благодаря таланту своих создателей превратилось в настоящий шедевр "экологического хоррора", способный заткнуть за пояс куда более масштабные фильмы. Талантливый режиссер Льюис Тиг, будущий постановщик
экранизаций Стивена Кинга "Cujo" (1983) и "Cat's Eye" (1985), а также высокобюджетного продолжения "Романа с Камнем", "The Jewel of the Nile" (1985), собрал под свои знамена отличный актерский состав и талантливых технических специалистов, обеспечивших его детищу успех на всех фронтах. Так, бесподобный Роберт Форстер, любимчик Тарантино, реалистично и "без надрыва" играет неподкупного полицейского, который "просто делает свою работу", не взирая на козни политиков и подколы прессы. Симпатичная Робин Райкер отлично играет женщину-ученого, постепенно сближающуюся с крутым полицейским не смотря на все его "заморочки", а Майкл Гаццо харизматично исполняет роль типичного шефа полиции, на которого сверху давит начальство, а снизу у него и так проблем выше крыши.
![](/pictures/screenshots/alligator/t225/alligator6.jpg)
Что же касается технической стороны вопроса, то тут, конечно, нужно снять шляпу перед оператором картины Джозефом Мангине (Joseph Mangine), который не только оптимальным образом использует пространство кадра, но еще и потрясающе ставит свет, благодаря чему даже темные туннели городской канализации выглядят бесподобно :) Бесподобно выглядят и спецэффекты этого фильма, над которыми поработала команда Ричарда Хелмера (Richard O. Helmer). В частности, исключительно реалистично смотрится "главная звезда фильма", громадный кровожадный аллигатор, для эпизодов с которым использовался как живой крокодил в окружении масштабных моделей, так и сверхреалистичная кукла :) Не возникает нареканий и по поводу кровавого грима, который "раскрасил" несколько очень впечатляющих эпизодов.
![](/pictures/screenshots/alligator/t225/alligator7.jpg)
Вообще, фильм смотрится на одном дыхании, своим качеством и динамизмом не давая зрителю скучать ни минуты. Льюис Тиг очень хорошо комбинирует "боевые" эпизоды с бытовыми, заставляя своих героев "выяснять отношения" буквально на ходу, чем постоянно поддерживает общий "градус динамизма". В картине есть немало саспенса, и несколько действительно пугающих моментов, которые особенно эффектны на фоне искрометного юмора, отлично снятого экшена, и даже социально-политических комментариев, обернутых в упаковку про-экологического фильма. При этом стоил "Аллигатор" какой-то жалкий миллион!
Нельзя сказать, что в прокате ленту ждал грандиозный успех, но результатами продюсер был доволен, что, спустя одиннадцать лет, сподвигло его заделать сиквел. Не стал "Аллигатор" и культом, как "Пиранья", но почетное место в когорте качественных фильмов про "убийственную природу" он занял прочно. Посмотреть этот фильм рекомендуется всем категориям зрителей, так как это очень качественная, динамичная, и безумно интересная работа, да еще про аллигатора! ;)
26 апреля 2007, 22:23 Мразь
да да, помню его в детстве... еще бы глянуть уже в более сознательном возрасте