Ракетой пробив все рекорды отечественного проката летом 2004-го года и воистину став "первым русским блокбастером" (сборы в России более 16 миллионов долларов) не только в своем отечестве, но и на международном уровне (мировые сборы около 28 миллионов долларов, а американский прокат ленты начинается в феврале), "Ночной Дозор" Тимура Бекмамбетова навечно вписал себя в историю отечественного кино. Именно этот фильм, по моему скромному мнению, стал переломным этапом новейшего российского кино, вернувший зрителей в кинотеатры на РУССКИЕ ленты, и вложивший в головы наших продюсеров очень правильную мысль, что и на кино теперь можно зарабатывать (а не только воровать государственные и отмывать криминальные) деньги, причем очень немалые. В конце первого дозора нам очень скоро обещали показать второй, но обещанного, как говорится, три года ждут, а мы прождали всего полтора - именно столько потребовалось продюсерам на переделку и досъемку второго фильма, премьера которого три раза переносилась, а сам он два раза переименовывался. Но долгий период ожидания окончен, и вот он - "первый фильм года" стартовал первого января в рекордных 540 копиях по всей России, сразу же (ожидаемо) побив все прокатные рекорды последнего времени (еще бы, при десяти-то выходных подряд!). Ну, а что же Антон Городецкий, который, как известно из первого фильма, "грустил не по-детски"?
   А во втором фильме Антон уже конкретно "попал" - его подставили, обвинив в убийстве двух "темных". За это на него началась тотальная охота, ибо он оказался вне закона, ему грозила инквизиция, а ко всему прочему его сынок Егорка под руководством Завулона темнел не по дням, а по часам. Противостоять ему могла лишь бывшая "прОклятая девственница", а ныне стажер ГОРСВЕТа, Светлана, благодаря своей исключительной силе метящая в великие колдуньи. На фоне всего этого развивается пара любовных треугольников, семимильными шагами грядет апокалипсис, а разрешить все проблемы скопом может лишь одна вещь на свете - мел судьбы...
   Во втором фильме Тимур Бекмамбетов превзошел не только "Дозор" первый, но и самого себя, причем по всем параметрам. Исключительно циничный стеб над заказавшими product-placement рекламодателями (пиво "Старый Мельник", водка завода "Кристалл", интернет-провайдер CORBINA Telecom, радио "Ретро-ФМ", кирпичи-коммуникаторы Nokia и возможно что-то еще, всего не углядишь ;)) вошел в свою финальную стадию с разрушением щита "Рекламное место сдается", а то, что фильм доснимался в 2005-м, вылилось в звучащий из палаток у ВДНХ суперхит Сереги "Черный Бумер" (плюс Верка Сердючка в грузовике у "темных" ;)) и острый подкол в адрес "9-ой Роты" Федора Бондарчука (самый кассовый до выхода "Дневного Дозора" фильм России с 25 миллионами в кармане), рекламный щит которой пробивает головой Антошка. (Создателей, кстати, нисколько не смутил тот факт, что действие фильма разворачивается зимой, чуть ли не под Новый Год, а лента Бондарчука пошла в прокат в сентябре, и до зимы уже никаких рекламных щитов "9-ой Роты" в Москве не было и в помине :)) Помимо стеба над рекламодателями, Тимур от души простебался и над нашей политической и культурной "элитой", рассадив ее представителей (среди которых были замечены "музыканты" Боря Моисеев, Анита Цой (которой, кстати, прошибают череп ;)) и Вилли Токарев, богемный художник Никас Сафронов, музыкальный критик и первый редактор русского "Плэйбоя" Артемий Троицкий, правая рука Жириновского Алексей Митрофанов, бывший быдло-депутат "от сохи" Василий Шандыбин, а также непонятно как затесавшийся в эту честнУю компанию Шнур) на темном шабаше по случаю дня рождения Егора, и заставив их противно жрать, ржать и дрыгаться под поп-музыку апокалипсиса. Имея на руках дополнительные средства и, самое главное, время на досъемки и post-production, господин Бекмамбетов не только идеальным образом смонтировал свой фильм, но и добился в нем действительно впечатляющих и ОЧЕНЬ качественных спецэффектов, которые в конце ленты имеют поистине эпический размах (падение Останкинской башни и тотальное разрушение города). Восторженная публика бурно аплодирует и кричит "Браво"!
   Наконец-то в этой серии появились на экране русские готы, массовка которых в далеком 2002-м мерзла на ночном морозце в своих виниловых шмотках за 500 рублей на нос. Эпизодов с их участием аж целых три, и "блистают" (по несколько секунд ;)) в них такие узнаваемые "в тусовке" личности, как BlackDoomer и Satyr, смотреть на которых исключительно забавно :) Что же касается основных актеров, то, естественно, все они во главе с душкой Хабенским играют бесподобно, и даже бывшая "блестящая" Жанна Фриске показала себя на удивление неплохой актрисой (ну, или режиссер уж слишком хороший ;)). А так как акцент во второй части ожидаемо сместился на сторону темных, то многие персонажи, имевшие в первом фильме лишь эпизодические роли, в этой ленте получили куда больше экранного времени, выдвинувшись чуть ли не на первый план. Речь идет о вампирском семействе "Бумбараша" Золотухина и свите Завулона, в которой отметилась не только уже упоминавшаяся Фриске, но и подкачанная звезда бандитских сериалов Игорь Лифанов в уморительной роли попугая (в чем-то эта роль будет даже похлеще, чем у Гоши Куценко в первом "Дозоре") :) Стеб во второй части идет по всем фронтам, не только визуально-ситуационным, но и диалоговым. Бекмамбетов с Лукьяненко (которого тут можно видеть в крошечной роли новообращенного "иного", прилежно занимающегося в классе ГОРСВЕТа ;)) перелопатили всю книгу, сняв, по сути дела, новую историю, в которую они привнесли столько забавного и тонкого юмора, что лично я готов преклонить перед ними колено, ибо мало какая комедия смотрится настолько легко и является действительно смешной, как этот фильм. Причем фильм (и его сценарий) очень богат подтекстами, и человек думающий увидит в нем намного больше, чем просто приятный глазу блокбастер. Особенно показательна в этом смысле финальная часть ленты, в которой Городецкий, вырывающий из рук "поющей" под фанеру поп-певички микрофон, начинает "вживую" исполнять "Вихри враждебные", в то время как внизу, у входа в бывший символ советского благополучия, гостиницу "Космос", собираются революционные массы рабочих ГОРСВЕТа в серых робах с монтировками, внимающие пламенной речи Гоши Куценко призывающего всех "на баррикады"! Один только этот эпизод уже многого стоит, а таких моментов по фильму раскидано великое множество, и внимательный зритель без труда отсечет их...
   Короче говоря, вторая часть саги о вечном противостоянии "темных" и "светлых" получилась на славу, и с моей точки зрения, по всем параметрам превзошла "Ночной Дозор". Бекмамбетов умудрился прыгнуть выше головы, а наши продюсеры получили бесспорный мегахит 2006 года, собравший за девять дней проката фантастическую сумму в 20 миллионов 300 тысяч долларов! А ведь "кататься" фильму еще минимум месяц, а потом пойдет продажа DVD, а дальше и международный прокат, да и FOX с финансированием не дремлет, вовсю алкая третью часть (или, по другим источникам, римейк, который, по слухам, хотят снимать на английском, хотя из чехарды со вторым "Дозором" можно сделать вывод, что все еще сто раз изменится)... Помимо очевидных коммерческих успехов, "Дневной Дозор: Мел Судьбы" задал еще и новую качественную планку, на которую отныне должны равняться наши режиссеры и продюсеры, желающие не просто "отбить" свои деньги в прокате, но и получить еще существенную прибыль. Viva "ОРТ Первый Канал", Viva Тимур Бекмамбетов, Viva наше новое российское кино! Ура, товарищи!

P.S. А творческое решение с начальными и конечными титрами этого фильма и вообще тянет на "Оскара". Я серьезно!